Должностная инструкция водителя автомобиля.
Для водителя, работающего по найму. Отлична от типовой по объему и содержанию. Максимально соответствует производственной автотранспортной деятельности.
Разработана автором сайта.
Инструкция утверждается руководителем субъекта автотранспортной деятельности.
Должностная инструкция водителя автомобиля.
1. Общие положения.
1.1. К управлению автомобилями допускаются лица, достигшие 18 – летнего возраста, имеющие действующее по срокам выдачи водительское удостоверение и медицинскую справку установленного образца.
1.2. Водитель один раз в год проходит обучение по 20 – часовой программе по вопросам безопасности дорожного движения. После обучения водитель сдает зачет на право самостоятельной работы на линии.
1.3. Водитель 1 раз в 2 года проходит медицинское освидетельствование и предъявляет медицинскую справку установленного образца о допуске его к управлению автотранспортными средствами.
1.4. Водитель в установленные законодательством сроки проходит профилактический медицинский осмотр на предмет соответствия его здоровья в условиях работы с вредными веществами и при неблагоприятных производственных факторах.
1.5. В установленных законодательством случаях водитель проходит стажировку, после которой комиссия дает заключение о допуске его к управлению автомобилем.
1.6. Водитель в вопросах технической и производственной (коммерческой) эксплуатации подчиняется начальнику отдела эксплуатации предприятия (начальнику автоколонны).
1.7. Во время ремонта автомобиля в гаражных условиях водитель подчиняется механику по ремонту автомобилей.
1.8. Водитель во время ремонта автомобиля может привлекаться к управлению других автомобилей вместо отсутствующих по разным причинам водителей этих (других) автомобилей.
1.9. Водитель должен знать и выполнять:
— правила технической эксплуатации автомобилей (заводские инструкции по эксплуатации);
— свою должностную инструкцию;
— правила дорожного движения;
— инструкции по технике безопасности и безопасности дорожного движения;
— перечень операций ежесменного технического обслуживания, технического обслуживания №1 и №2;
— порядок оформления путевых листов и товарно – транспортных накладных;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила перевозки грузов и людей;
— правила пожарной безопасности;
— схемы проезда автотранспортных средств по дорогам и улицам в условиях местных перевозок с учетом установки дорожных знаков.
1.10. Водителю запрещается самостоятельно производить переоборудование и изменение конструкции автотранспортного средства.
1.11. Водитель производит буксировку прицепов (полуприцепов) в соответствии с разрешающими отметками в водительском удостоверении.
1.12. Водитель в зависимости от своей квалификации устраняет на линии следующие неисправности АТС:
— водитель 3 класса – мелкие эксплуатационные, не требующие разборки механизмов;
— водитель 2ого и 1ого классов – эксплуатационные неисправности, требующие разборки механизмов;
1.13. Водителю устанавливается подготовительно – заключительное время:
а) подготовительное время – в летнее время (с 1 апреля по 31 октября) – в течение 15 минут и в зимнее время (ноябрь – март) – в течение 30 минут.
б) заключительное время – в летнее время – 3 минуты, в зимнее – 6 минут.
1.14. Водителю устанавливается время на проведение предрейсового медосмотра в течение 5 минут.
1.15. Начало рабочего дня водителя – в 800, окончание – в 1700. Перерыв на питание и отдых с 1200 до 1245.
1.16. Водитель может допускаться к сверхурочным работам в пределах предусмотренной законодательством продолжительности с учетом режимов работы при суммированном учете рабочего времени. При этом максимально допустимое время работы на линии, в т.ч. на управлении автомобилем, в отдельных случаях составляет:
а) при осуществлении междугородных перевозок:
— работа на линии – не более 12 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 10 часов (не более 2х раз в неделю);
б) на перевозках для учреждений здравоохранения, коммунальных и аварийных служб, служб связи, на технологических перевозках, перевозки на легковых автомобилях при обслуживании органов власти и руководителей организаций:
— работа на линии – не более 12 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 9 часов (10 часов не более 2х раз в неделю);
в) на других перевозках:
— работа на линии – не более 10 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 9 часов;
1.17. Водители на междугородных перевозках должны останавливаться на отдых продолжительностью 15 минут после первых 3х часов непрерывного управления автомобилем, затем такой же отдых должен быть через каждые 2 часа управления автомобилем.
1.18. Водитель сохраняет на автомобиле (прицепе, полуприцепе) заводскую маркировку (таблички, выбитые номера и т.д.).
1.19. При уходе в отпуск, на больничный лист, в отгул и т.д. водитель сдает должностным лицам организации регистрационные документы на автомобиль, путевой лист, магнитную карту, остаток наличных денег, страховой полис и ключи от автомобиля.
1.20. Водитель содержит автомобиль в исправном состоянии, чистом виде, проводит ежедневное ТО, проводит (принимает участие) в проведении технических обслуживаний № 1 и № 2, сезонных технических обслуживаний.
1.21. Водитель обеспечивается по существующим нормам спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
2. Обязанности водителя перед выездом на линию.
Водитель обязан:
2.1. Прибыть на работу не позднее 8-00 (пройти через проходную).
2.2. Сдать диспетчеру оформленный заказчиком и службой ОТК путевой лист и кассовые чеки АЗС на заправленное топливо за предшествующий рабочий день.
2.3. Предъявить диспетчеру водительское удостоверение, получить от него путевой лист, задание на выполнение работы и маршрут (расписание) движения, указание на заправку топлива в литрах. Получить в подотчет наличные деньги или магнитную карту для заправки топлива.
2.4. Пройти предрейсовый медосмотр.
2.5. Подготовить автомобиль к выезду, выполнив осмотр автомобиля; проверку действия тормозов и рулевого управления, приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции; проверку уровня масла в картере двигателя, уровня жидкости в гидроприводе тормозов и механизма выключения сцепления, в системе охлаждения;
выполнив в холодное время года прогрев двигателя заливкой в систему охлаждения горячей воды;
2.6. Предъявить автомобиль механику (контролеру) ОТК для проверки технического состояния, заполнения путевого листа (времени выезда, показаний спидометра) и получения его письменного разрешения на выезд с росписью в путевом листе.
2.7. Заправить автомобиль топливом за наличный расчет или по магнитной карте.
2.8. Поставить свою подпись в путевом листе за принятие автомобиля к управлению.
2.9. Не выезжать на линию на автомобиле с неисправностями, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; с неисправным и неопломбированным спидометровым оборудованием; в болезненном и утомленном состоянии, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3. Обязанности водителя при работе на линии.
Водитель обязан:
3.1. Соблюдать правила дорожного движения.
3.2. Движение из гаража к «Заказчику» (нулевой пробег) осуществлять по маршруту, установленному диспетчером, или по наикратчайшему пути с соблюдением правил дорожного движения.
3.3. При прибытии к «Заказчику» предъявить ему путевой лист для занесения в него показаний спидометра и времени прибытия.
3.4. Во время работы соблюдать установленный диспетчером или «Заказчиком» маршрут движения автомобиля.
3.5. Не отклоняться от установленного маршрута движения.
3.6. Производить перевозку грузов и людей под руководством «Заказчика» с соблюдением правил техники безопасности, пожарной безопасности и правил дорожного движения.
3.7. При необходимости требовать от «Заказчика» выполнения правил размещения, крепления и укрытия груза во избежание его падения и создания помех для движения.
3.8. В течение смены производить внешний осмотр автомобиля, проверку состояния шин, крепления колес; при необходимости удалять предметы, застрявшие между сдоенными шинами; поддерживать чистоту световых приборов, стекол и номерных знаков.
3.9. Обеспечивать сохранность автомобиля (прицепа, полуприцепа) от угона на линии.
3.10. Исключить самопроизвольное движение оставленного без присмотра автотранспортного средства.
3.11. При возникновении неисправности на линии устранить ее; при невозможности справиться с неисправностью вызвать техническую помощь из организации.
3.12. В случае повреждения автомобиля без участия в ДТП доложить руководству предприятия, а при заезде в гараж предъявить повреждение механику (контролеру) ОТК.
3.13. При дорожно-транспортном происшествии выполнить все требования Правил дорожного движения.
Вызвать ГИБДД и представителя своей организации.
При отсутствии представителя организации самостоятельно произвести заполнение извещений о ДТП по правилам обязательного страхования гражданской ответственности.
3.14. После выполнения задания предъявить «Заказчику» путевой лист для занесения в него маршрута движения (если маршрут не был установлен диспетчером при выдаче путевого листа), показаний спидометра и времени убытия, подписи и печати (штампа) «Заказчика».
3.15. Движение от «Заказчика» в гараж после выполнения сменного задания осуществлять по маршруту, установленному диспетчером, или по наикратчайшему пути с соблюдением правил дорожного движения.
3.16. В случае возникновения пожара на АТС тушение производить штатным огнетушителем и другими подручными средствами. Если пожар не удается потушить своими средствами, срочно вызвать пожарную службу.
3.17. В случае невозврата с линии до 1700 сообщить руководству организации причину задержки и свое местонахождение.
4. Обязанности водителя во время управления автомобилем (во время движения).
Водитель обязан:
4.1. Соблюдать правила дорожного движения.
4.2. Не отвлекаться от управления автомобилем.
4.3. Не пользоваться радиоприемником, магнитофоном и телефоном.
4.4. Не курить, не пить и не принимать пищу.
4.5. Принять правильную посадку (масса всего тела воспринимается сиденьем, руки и ноги полностью разгружены). Расположение рук на рулевом колесе строго симметричное: правая рука должна находиться в зоне часов от 1ч. 30 минут до 3х часов, левая – от 9 до 10ч. 30 минут.
4.6. Внимательно наблюдать за обстановкой на дороге. При обнаружении опасности попытаться избежать столкновения 3мя способами: затормозить; свернуть; увеличить скорость.
4.7. При неизбежности встречного столкновения попытаться перевести его в боковое или касательное.
4.8. Резко не тормозить, если это только не связано с необходимостью предотвращения ДТП.
4.9. Поддерживать необходимую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая бы позволила избежать столкновения.
4.10. Вести автомобиль со скоростью соответствующей конкретным условиям движения и соблюдения требований правил дорожного движения.
4.11. Для взаимодействия с другими участниками движения использовать свет фар, указатели поворотов, звуковой сигнал, стоп-сигналы, сигналы рукой.
5. Обязанности водителя при возвращении с линии.
Водитель обязан:
5.1. При возвращении с линии представить автомобиль механику (контролеру) ОТК для проверки технического состояния и составления при необходимости заявки на ремонт.
5.2. При возвращении с линии предъявить механику (контроллеру) ОТК путевой лист для занесения в него времени заезда и показаний спидометра, а также для росписи за приемку автомобиля.
5.3. Произвести постановку автомобиля на закрепленное место на территории организации, поставить автомобиль на стояночный тормоз, на уклоне подставить противооткатный упор.
5.4. Поддерживать порядок и чистоту в месте стоянки автомобиля.
5.5. Выключить массу, в холодное время года слить воду из системы охлаждения двигателя и отопления автомобиля.
5.6. Слить конденсат из водоотделителя, воздушных баллонов пневмопривода тормозов, отстой из топливных фильтров, топливного бака (у автомобилей с дизельными двигателями в холодное время года).
5.7. При постановке автомобиля на стоянку загасить автономные приборы отопления, расположенные в фургоне и работающие на твердом топливе.
5.8. При возврате с линии после 1700 сдать автомобиль под охрану, предварительно выполнив все вышеуказанные операции.
6. Права.
Водитель имеет право:
6.1. Отказаться от выезда на линию, если техническое состояние управляемого им автомобиля не соответствует требованиям для обеспечения безопасности дорожного движения.
6.2. Требовать от руководства и ИТР предприятия, цеха постановки автомобиля на ТО-1, ТО-2 и СО согласно графика.
6.3. Вносить предложения руководству предприятия, цеха по вопросам улучшения условий труда.
6.4. На отдых в течение смены, междусменный и еженедельный отдых в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
6.5. На компенсацию затрат на прохождение периодического медицинского освидетельствования.
7. Ответственность.
7.1. Водитель автомобиля несет уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.