Классы топлива.
На территории трех государств, входящих в Таможенный союз, действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826.
Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее — топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
1. Технический регламент ТС установил требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива:
а) обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
— первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин;
— вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом;
— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
б) обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
— первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей;
— вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения;
— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
2. Технический регламент ТС установил единое обозначение экологического класса топлива — классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
3. Требования Технического регламента ТС к безопасности (характеристикам) топлива.
3.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристики аавтомобильного бензина | Единица измерения | Нормы в отношении экологического класса | |||
К 2 |
К 3 |
К 4 |
К 5 |
||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
150 |
50 |
10 |
Объемная доля бензола, не более |
процентов |
5 |
1 |
1 |
1 |
Концентрация железа, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация марганца, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация свинца, не более |
мг/дм3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Массовая доля кислорода, не более |
процентов |
— |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: |
процентов |
||||
ароматических |
— |
42 |
35 |
35 |
|
олефиновых |
— |
18 |
18 |
18 |
|
Октановое число по исследовательскому методу, не менее |
— |
80 |
80 |
80 |
80 |
Давление насыщенных паров: |
кПа |
||||
в летний период |
35-80 |
35-80 |
35-80 |
35-80 |
|
в зимний период |
35-100 |
35-100 |
35-100 |
35-100 |
|
Объемная доля оксигенатов, не более: |
процентов |
||||
метанола |
— |
1 |
1 |
1 |
|
этанола |
— |
5 |
5 |
5 |
|
изопропанола |
— |
10 |
10 |
10 |
|
третбутанола |
— |
7 |
7 |
7 |
|
изобутанола |
— |
10 |
10 |
10 |
|
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле |
— |
15 |
15 |
15 |
|
Объемная доля монометиланилина, не более: |
процентов |
1,3 |
1 |
1 |
отсутствие |
Примечание. Концентрация свинца в топливе для все классов и объемная доля метанола для классов К3, К4, К5 для России – отсутствие.
3.2. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2.
Характеристики дизельного топлива |
Единица измерения |
Нормы в отношении экологического класса |
|||
К 2 |
К 3 |
К 4 |
К 5 |
||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
350 |
50 |
10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: |
0С |
||||
для летнего и межсезонного дизельного топлива |
40 |
40 |
55 |
55 |
|
для зимнего и арктического дизельного топлива |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
Фракционный состав — 95 процентов объемных перегоняется при температуре не выше |
0С |
360 |
360 |
360 |
360 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более |
процентов |
— |
11 |
11 |
8 |
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее |
— |
45 |
51 |
51 |
51 |
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее |
— |
— |
47 |
47 |
47 |
Предельная температура фильтруемости, не выше: |
0С |
||||
зимнего дизельного топлива |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 |
|
дизельного топлива для арктического климата |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 |
|
межсезонного дизельного топлива |
минус 15 |
минус 15 |
минус 15 |
минус 15 |
|
Смазывающая способность, не более |
мкм |
460 |
460 |
460 |
460 |
Примечание. Для республики Казахстан предельная температура фильтруемости зимнего дизельного топлива для всех классов – не более -150 С, для межсезонного дизельного топлива –не более -50 С.
4. Требования технического регламента ТС к обращению топлива на рынке.
4.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
4.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
— наименовании и марке топлива;
— соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
5. Сроки выпуска в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива по годам, странам Таможенного союза и классам топлива (статья 7 Технического регламента ТС).
Экологический класс К2:
5.1. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2014 года.
Экологический класс К3:
5.2. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:
Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;
Республики Казахстан — по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации — по 31 декабря 2014 года.
5.3. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
Республики Казахстан — с 1 января 2016 года;
Российской Федерации — с 1 января 2015 года.
Экологический класс К4:
5.4. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Беларусь — по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.
5.5. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Беларусь — по 31 декабря 2014 года;
Российской Федерации — по 31 декабря 2015 года.
Экологический класс К5:
Выпуск в обращение и обращение бензина и дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.
Автотранс-консультант.ру.