Грейдеры – специальные прицепные или самоходные машины, предназначенные для выполнения широкого спектра работ при строительстве и обслуживании автомобильных дорог и других сооружений.

1. Грейдерами выполняются:

— разравнивание и перемещение грунта и инертных строительных материалов при возведении дорожных насыпей;

— очистка дорог и площадок от снега;

— планировка и профилирование полотна дорог с устройством поперечных и продольных уклонов и ливневых канав;

— ремонт и содержание грунтовых, щебеночных, гравийных и песчано – гравийных дорог. 

2. Рабочим органом грейдера является смонтированный на его раме отвал с ножом, который можно поднимать, опускать и поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

3. Классификация грейдеров.

3.1. По способу перемещения – прицепные (полуприцепные) и самоходные грейдеры.

Прицепной грейдер агрегатируется гусеничным или колесным трактором. Прицепной грейдер состоит из рамы и двух осей, передняя из которых дышлом соединяется с тяговым трактором через прицепную скобу. Вся нагрузка от такой конструкции грейдера полностью передается на оси и соответственно на колеса грейдера. Привод рабочего оборудования прицепного грейдера механический, состоящий из редукторов, валов и рычагов. Управление с площадки машинистом. Подъемом и опусканием отвала устанавливаются рабочее или транспортное положение грейдера.

Полуприцепной грейдер также агрегатируется гусеничным или колесным трактором. Соединение с тягачем – трактором осуществляется через его  трехточечную заднюю навеску. Такие грейдеры являются гидрофицированными, т.е. гидравлическая система грейдера подключается к гидросистеме трактора — тягача, управление рабочим органом осуществляется из кабины трактора.

Автогрейдер (самоходный грейдер ) – самоходная колесная землеройная машина с регулируемым отвалом, расположенным между передней и задними осями, которая может быть также оборудована передним отвалом или рыхлителем, установленным между передней и задней осями (определение по ГОСТ Р ИСО 6165-2010).

3.2. По мощности двигателя.

Прицепные грейдеры подразделяются на два типа по мощности двигателя агрегатирующего грейдер трактора:

— легкого типа при мощности двигателя до 75 л.с.

— среднего типа при мощности двигателя свыше 75 л.с.

Самоходные грейдеры в зависимости от эксплуатационной мощности двигателя подразделяются на 4 класса (ГОСТ 27535):

Класс 100 – до 120 л.с.

Класс 140 – от 121 до 160 л.с.

Класс 180 – от 161 до 200 л.с.

Класс 250 – от 201 л.с. и выше.

3.3. По числу осей.

Прицепные грейдеры – двухосные.

Полуприцепные грейдеры – одноосные и двухосные.

Самоходные грейдеры – двух и трехосные.

3.4. По весу.

Грейдеры: легкие — весом до 9 т, средние — весом 10—12 т, тяжелые — весом 13—15 т и особо тяжелые — весом от 17 до 23 тонн. У автогрейдеров легкие и средние весом имеют две задние ведущие оси, у тяжелых – все три ведущие оси.

4. Дополнительное оборудование грейдеров.

На автогрейдеры может устанавливаться следующее дополнительное оборудование:

4.1. Кирковщик — механизм с зубьями для внедрения и рыхления на небольшую глубину плотного грунта, асфальтового и других дорожных покрытий. Навешивается как впереди передней оси, так и между осями.

4.2. Плужный снегоочиститель — конструкция из одного или двух отвалов, устанавливаемая перед передними колесами и предназначенная для сдвигания снега в поперечном направлении за счет вспахивающего действия снегоочистителя.

4.3. Передний бульдозерный отвал — отвал, размещаемый перед передними колесами и служащий для перемещения грунта и других строительных материалов в направлении вперед.

5. Принцип работы грейдеров.

Грейдер срезает и перемещает грунт. При прямолинейном движении режущая часть отвала грейдера гидроцилиндром заглубляется ниже грунтовой поверхности и срезает грунт на глубину заглубления. Существует поперечное и продольное перемещение грунта.

При поперечном перемещении срезанный грунт скапливается перед повернутым на определенный угол отвалом, перемещается по нему и сходит с него в виде валика. Этот вал грунта может располагаться по ширине дорожного полотна для образования соответствующего профиля дорожной поверхности.

Продольное перемещение грунта применяется при окончательной планировке участков дорог, а также при снятии невысоких выступов на поверхности и заравнивании небольших впадин.

Вынос отвала в ту или иную сторону против оси грейдера используют при устройстве откосов и боковых канав.

6. Производство грейдеров в России.

6.1.Автогрейдеры (самоходные грейдеры).

6.1.1. Завод «Брянский арсенал».

Выпускаемые модели:

а) ГС-14.02. Эксплуатационная масса 13,5 т., мощность двигателя 203 л.с., длина грейдерного отвала 3, 74м;

б) ГС-18.05. Эксплуатационная масса 16, 4 т, мощность двигателя 175 л.с., класс 180.

в) ГС-10.07. Эксплуатационная масса 9,2 т, мощность двигателя 142 л.с., длина грейдерного отвала 3, 04 м, класс 100;

г) семейство автогрейдеров TG:  

TG – 140 —  эксплуатационная масса 14,9 т, TG – 180 — эксплуатационная масса 17,5 т, TG – 200 — эксплуатационная масса 18,4 т, TG – 250 — эксплуатационная масса 23,9 т.

6.1.2. ЗАО «Челябинские строительно — дорожные машины».

Выпускает автогрейдер модели ДЗ – 98 двух модификаций: с механической трансмиссией и гидромеханической трансмиссией эксплуатационной массой соответственно 20,7 и 20,1 тонн.

6.1.3. ЗАО «Дормаш» г. Орел.

Выпускаемые модели автогрейдеров: ДЗ-100 (класс 100 легкий автогрейдер), ДЗ-122 (класс 140 средний автогрейдер), ДЗ-122 (класс 180 полутяжелый грейдер), ДЗ-298 (класс 250 тяжёлый   грейдер).

6.1.4. Завод «Дорожных машин», г. Рыбинск.

Выпускает автогрейдер среднего класса DM-14 с гидромеханической и механической коробкой передач эксплуатационной массой 15 тонн.

6.1.5. «НПО «ГКМП» г. Брянск.

Наряду с выпуском асфальтоукладчиков, машин для ямочного ремонта и комплексных дорожных машин выпускает автогрейдер модели ГС-10–08.

База автогрейдера – полноприводный трактор МТЗ – 82. Класс 100.

Предназначен для землеройно — профилировочных работ и очистки территорий от снега. Применяется при строительстве дорог и на работах в городском коммунальном хозяйстве.

6.1.6. Машиностроительный завод «Вулкан». г. Челябинск.

Новое производство тяжелых полноприводных автогрейдеров VULCAN 662GT.  Эксплуатационная масса – 20 000 кг Двигатель – Weichai WD10 мощностью  175 кВт (238 л.с.). Колесная формула 1х3х3.

Завод также производит фронтальные погрузчики грузоподъемностью от 2 до 7 тонн.

6.2. Грейдеры прицепные.

СД – 105А – гидрофицированный прицепной грейдер – выпускает Волгодонский опытно-экспериментальный завод (Ростовская область).

Тракторы – тягачи:  Т-150К, К-700, К-701, ДТ – 75, ВТГ-90, МТЗ 1221.

 width=

Яндекс.Метрика