Стартерные аккумуляторы.
Стартерные аккумуляторы используются в качестве вспомогательного источника электроэнергии в бортовой сети автомобиля при неработающем двигателе и для запуска двигателя.
- На автомобилях устанавливается свинцовые кислотные стартерные аккумуляторные батареи номинальным напряжением 12 вольт.
Стартерные аккумуляторы должны отвечать требованиям ГОСТ Р 53165-2008. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия.
- Батареи различают по их виду следующим образом:
— батарея открытая (с жидким электролитом) — батарея, имеющая общую крышку с одним или несколькими вентиляционными отверстиями, через которые могут выделяться газообразные продукты;
— батарея с регулирующим клапаном (с газовой рекомбинацией) — батарея, у которой при нормальных условиях работы клапан закрыт, но устройство которого позволяет выделяться газу при превышении внутреннего давления заранее установленного значения. В батарею нельзя доливать воду или электролит. В батареях этого типа электролит находится в связанном состоянии. - На батареи в соответствии с требованиями настоящего стандарта, сверху или на одной из четырех сторон, должна быть нанесена маркировка, содержащая- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
— условное обозначение батареи;
— знаки полярности: плюс (+) и минус (-);
— дату изготовления (месяц, год);
— обозначение технических условий на батарею конкретного типа;
— номинальную емкость в ампер–часах;
— номинальное напряжение в вольтах;
— ток холодной прокрутки, А (ток разряда, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях);
— массу батареи (если она 10 кг и более) без электролита;
— знаки безопасности (6 знаков).
- В условном обозначении батареи, состоящем из обозначения типа и исполнения, цифры и буквы обозначают:
а) 6 – количество последовательно соединенных аккумуляторов, характеризующих ее номинальное напряжение (12 В);
б) СТ – стартерная (назначение батареи по функциональному признаку);
в) цифры после букв – номинальную емкость при 20 – часовом режиме разряда, в ампер–часах;
После обозначения типа батареи указываются буквы, характеризующие:
— материал моноблока: Э – эбонит, Т – термопласт;
— материал сепараторов: М – мипласт, Р – мипор;
— исполнение батарей: А – с общей крышкой, Н – несухозаряженная, З – необслуживаемая, залитая электролитом и заряженная;
Пример условного обозначения батареи, состоящей из 6 аккумуляторов, стартерной, номинольной емкостью 75 А*ч, с общей крышкой: 6 СТ – 75А.
Пример условного обозначения батареи, состоящей из 6 аккумуляторов, стартерной, номинальной емкостью 55 А*ч, с общей крышкой, необслуживаемой, залитой электролитом: 6 СТ – 55 АЗ необслуживаемая;
То же, без электролита: 6 СТ – 55 А необслуживаемая.
- Подготовка батарей к работе.
5.1. Плотность заливаемого электролита зависит от климатического района, в котором эксплуатируется батарея (таблица 1).
Таблица 1
Макроклиматические районы (ГОСТ 16350-80), среднемесячная температура воздуха в январе, °С | Время года | Плотность электролита, приведенная к 25°С, г/см3 | |
Заливаемого | Заряженной батареи | ||
Холодный от -50 до -30 | Круглый год | 1,28 | 1,30 |
Холодный от -30 до -15 | Круглый год | 1,26 | 1,28 |
Умеренный от -15 до -8 | Круглый год | 1,24 | 1,26 |
Жаркий сухой от -15 до +4 | Круглый год | 1,21 | 1,23 |
Теплый влажный от 0 до +4 | Круглый год | 1,21 | 1,23 |
5.2. Для получения электролита соответствующей плотности требуется дистиллированная вода и серная кислота плотностью 1,83 г/см3 (таблица 2).
Таблица 2
Требуемая плотность электролита при 25°С, г/см3 | Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 ° для получения 1л. электролита | |
Воды, л. | Кислоты, л. | |
1,21 | 0,849 | 0,211 |
1,23 | 0,829 | 0,231 |
1,24 | 0,819 | 0,242 |
1,26 | 0,800 | 0,263 |
1,28 | 0,781 | 0,285 |
1,30 | 0,761 | 0,306 |
1,40 | 0,650 | 0,423 |
5.3. При замерах плотности электролита необходимо иметь ввиду, что при повышении температуры электролита на 1°С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении температуры на 1°С плотность увеличивается на такую же величину. Исходной считается температура 25°С.
5.4. Приготовление электролита производится в 2 этапа:
а) первый этап – из 1л. воды и 0,24л. кислоты плотностью 1,83 г/см3 готовится электролит плотностью 1,20–1,21 г/см3, который должен хранится в отапливаемом помещении;
б) второй этап – окончательное приготовление электролита плотностью 1,26–1,28 г/см3 (на 1 литр ранее полученного электролита плотностью 1,20–1,21 г/см3 добавляется 0,13л. серной кислоты плотностью 1,83 г/см3).
5.5. Заливка электролита ведется в разгерметизированную батарею до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины, а при отсутствии тубуса – до уровня на 10–15 мм выше предохранительного щитка.
5.6. Не ранее, чем через 20 минут, и не позже, чем через 2 часа после заливки электролитом, производится замер плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.
Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то такие батареи, а также залитые, но не установленные на транспортные средства и несухозаряженные батареи подлежат зарядке зарядным током.
5.8. При необходимости срочного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию допускается установка их на машины без проверки плотности электролита после 20 – минутной пропитки при условии хранения батарей не более одного года и температуры электролита (и батареи) не ниже 15°С.
После возвращения автомобиля с линии батареи подлежат полной зарядке и доведения плотности электролита, если это требуется, до нормы.