Стартерные аккумуляторы.

Стартерные аккумуляторы используются в качестве вспомогательного источника электроэнергии в бортовой сети автомобиля при неработающем двигателе и для запуска двигателя.

  1. На автомобилях устанавливается свинцовые кислотные стартерные аккумуляторные батареи номинальным напряжением 12 вольт.

Стартерные аккумуляторы должны отвечать требованиям ГОСТ Р 53165-2008. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия.

  1. Батареи различают по их виду следующим образом:
    — батарея открытая (с жидким электролитом) — батарея, имеющая общую крышку с одним или несколькими вентиляционными отверстиями, через которые могут выделяться газообразные продукты;
    — батарея с регулирующим клапаном (с газовой рекомбинацией) — батарея, у которой при нормальных условиях работы клапан закрыт, но устройство которого позволяет выделяться газу при превышении внутреннего давления заранее установленного значения. В батарею нельзя доливать воду или электролит. В батареях этого типа электролит находится в связанном состоянии.
  2. На батареи в соответствии с требованиями настоящего стандарта, сверху или на одной из четырех сторон, должна быть нанесена маркировка, содержащая- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;

— условное обозначение батареи;

— знаки полярности: плюс (+) и минус (-);

— дату изготовления (месяц, год);

— обозначение технических условий на батарею конкретного типа;

— номинальную емкость в ампер–часах;

— номинальное напряжение в вольтах;

— ток холодной прокрутки, А (ток разряда, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях);

— массу батареи (если она 10 кг и более) без электролита;

— знаки безопасности (6 знаков).

  1. В условном обозначении батареи, состоящем из обозначения типа и исполнения, цифры и буквы обозначают:

а) 6 – количество последовательно соединенных аккумуляторов, характеризующих ее номинальное напряжение (12 В);

б) СТ – стартерная (назначение батареи по функциональному признаку);

в) цифры после букв – номинальную емкость при 20 – часовом режиме разряда, в ампер–часах;

После обозначения типа батареи указываются буквы, характеризующие:

— материал моноблока: Э – эбонит, Т – термопласт;

— материал сепараторов: М – мипласт, Р – мипор;

— исполнение батарей: А – с общей крышкой, Н – несухозаряженная, З – необслуживаемая, залитая электролитом и заряженная;

Пример условного обозначения батареи, состоящей из 6 аккумуляторов, стартерной, номинольной емкостью 75 А*ч, с общей крышкой: 6 СТ – 75А.

Пример условного обозначения батареи, состоящей из 6 аккумуляторов, стартерной, номинальной емкостью 55 А*ч, с общей крышкой, необслуживаемой, залитой электролитом: 6 СТ – 55 АЗ необслуживаемая;

То же, без электролита: 6 СТ – 55 А необслуживаемая.

  1. Подготовка батарей к работе.

5.1. Плотность заливаемого электролита зависит от климатического района, в котором эксплуатируется батарея (таблица 1).

Таблица 1

Макроклиматические районы (ГОСТ 16350-80), среднемесячная температура воздуха в январе, °С Время года Плотность электролита, приведенная к 25°С, г/см3
Заливаемого Заряженной батареи
Холодный от -50 до -30 Круглый год 1,28 1,30
Холодный от -30 до -15 Круглый год 1,26 1,28
Умеренный от -15 до -8 Круглый год 1,24 1,26
Жаркий сухой от -15 до +4 Круглый год 1,21 1,23
Теплый влажный от 0 до +4 Круглый год 1,21 1,23

 

5.2. Для получения электролита соответствующей плотности требуется дистиллированная вода и серная кислота плотностью 1,83 г/см3 (таблица 2).

Таблица 2

Требуемая плотность электролита при 25°С, г/см3 Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 ° для получения 1л. электролита
Воды, л. Кислоты, л.
1,21 0,849 0,211
1,23 0,829 0,231
1,24 0,819 0,242
1,26 0,800 0,263
1,28 0,781 0,285
1,30 0,761 0,306
1,40 0,650 0,423

 

5.3. При замерах плотности электролита необходимо иметь ввиду, что при повышении температуры электролита на 1°С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении температуры на 1°С плотность увеличивается на такую же величину. Исходной считается температура 25°С.

5.4. Приготовление электролита производится в 2 этапа:

а) первый этап – из 1л. воды и 0,24л. кислоты плотностью 1,83 г/см3 готовится электролит плотностью 1,20–1,21 г/см3, который должен хранится в отапливаемом помещении;

б) второй этап – окончательное приготовление электролита плотностью 1,26–1,28 г/см3 (на 1 литр ранее полученного электролита плотностью 1,20–1,21 г/см3 добавляется 0,13л. серной кислоты плотностью 1,83 г/см3).

5.5. Заливка электролита ведется в разгерметизированную батарею до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины, а при отсутствии тубуса – до уровня на 10–15 мм выше предохранительного щитка.

5.6. Не ранее, чем через 20 минут, и не позже, чем через 2 часа после заливки электролитом, производится замер плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.

Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то такие батареи, а также залитые, но не установленные на транспортные средства и несухозаряженные батареи подлежат зарядке зарядным током.

5.8. При необходимости срочного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию допускается установка их на машины без проверки плотности электролита после 20 – минутной пропитки при условии хранения батарей не более одного года и температуры электролита (и батареи) не ниже 15°С.

После возвращения автомобиля с линии батареи подлежат полной зарядке и доведения плотности электролита, если это требуется, до нормы.

Яндекс.Метрика