Автомобильные перевозки тяжеловесных грузов.
1. Автомобильные перевозки тяжеловесных грузов осуществляются по специальным правилам в соответствии со следующими нормативными документами:
1.1. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1.2. Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272);
1.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 934
«О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими
перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
1.4. Постановлением Правительства Российской Федерации № 12 от 9.01.2014 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
1.5. Приказами Минтранса РФ:
— от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»;
— от 28 марта 2013 г. N 107 «Об утверждении Административного регламента Росавтодора предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении»;
— от 15 января 2014 г. N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
2. Классификация всех грузов, в том числе и тяжеловесных, приведена в одноименной статье.
3. Классификация и категории автомобильных дорог приведены в этой статье.
4. Согласно Правил перевозки грузов, тяжеловесный груз — груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств или допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
5. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 12 от 9.01.2014 под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:
— Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272;
— решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
— запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».
6. Автомобильными перевозками тяжеловесных грузов являются:
6.1.Планируемая перевозка тяжеловесного груза на стандартном транспортном средстве. Имеется ввиду, что габариты одиночного грузового автомобиля или автопоезда в составе седельного тягача с полуприцепом (тягача с прицепом) не превышают допустимых габаритов по ширине, высоте и длине. И груз полностью вмещается внутри кузова АТС. То есть это перевозка или с превышением полной массы транспортного средства, или с превышением нагрузок на оси или и то и другое.
6.2. Планируемая перевозка тяжеловесного груза на негабаритном транспортном средстве – к примеру на низкорамном трале шириной свыше 2,5 метров (с применением боковых уширителей). Груз в этом варианте не выступает за пределы уширенной платформы. Высота и длина – в пределах нормы. Имеется перегрузка в целом по весу и (или) по осям. Это случай перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза.
6.3. Планируемая перевозка тяжеловесного груза шириной более 2,5 метров на стандартном транспортном средстве. Имеет место та или иная перегрузка (полная масса, нагрузки на оси). Это перевозка крупногабаритного и тяжеловесного груза.
6.4. Непланируемая перевозка груза на стандартных транспортных средствах. Это тот случай, когда груз становится тяжеловесным после определения перегрузок по осям на постах весового контроля.
7. В соответствии со статьей 31 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого:
— при движении по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось;
— при движении по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности.
8. Выдача специальных разрешений производится в соответствии с приказом Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
9. Заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы:
— на движение по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации — в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
— на движение по автомобильным дорогам в международном сообщении — в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
— на движение по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального района — в орган местного самоуправления муниципального района;
— на движение по автомобильным дорогам местного значения поселения — в орган местного самоуправления поселения;
— на движение по автомобильным дорогам местного значения городского округа — в орган местного самоуправления городского округа;
— на движение по маршруту, проходящему по частной автомобильной дороге — собственнику автомобильной дороги.
10. Информация об уполномоченных органах, а также о закрепленных за ними автомобильных дорогах и территориях обслуживания размещается на официальных сайтах Росавтодора (федеральные дороги) и сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
11. Для получения специального разрешения требуется:
— согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
— возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством автомобильным дорогам.
12. Ниже на основании Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, приведены допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Допустимые массы транспортных средств.
Тип транспортного средства или комбинации транспортных средств, количество и расположение осей |
Допустимая масса транспортного средства, тонн |
Одиночные автомобили |
|
двухосные |
18 |
трехосные |
25 |
четырехосные |
32 |
пятиосные |
35 |
Автопоезда седельные и прицепные |
|
трехосные |
28 |
четырехосные |
36 |
пятиосные |
40 |
шестиосные и более |
44 |
Допустимые осевые нагрузки транспортных средств (приведены для одиночных и сдвоенных осей).
Расположение осей транспортного средства |
Расстояние между сближенными осями (метров) |
Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси |
||
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось |
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось |
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось |
||
Одиночные |
от 2,5 м и более |
5,5 (6) |
9 (10) |
10,5 (11,5) |
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма
осевых масс) |
до 1 вкл. |
8 (9) |
10 (11) |
11,5 (12,5) |
от 1 до 1,3 вкл. |
9 (10) |
13 (14) |
14 (16) |
|
от 1,3 до 1,8 вкл. |
10 (11) |
15 (16) |
17 (18) |
|
от 1,8 и более |
11 (12) |
17 (18) |
18 (20) |
Примечания:
1. Для остальных видов осей допустимые нагрузки приведены в приложении 2 Правил перевозки грузов.
2. В скобках приведены значения для двухскатных колес, без скобок — для односкатных.
3. Для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей допустимой нагрузки на тележку на соответствующее количество осей.
Автотранс — консультант.ру