Характеристика свечей зажигания.
1. Характеристика свечей зажигания должна соответствовать ГОСТ Р 53842-2010 «Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний».
Данный стандарт предъявляет требования при производстве свечей по следующим показателям:
а) габаритным и присоединительным размеры свечей зажигания в разрезе свечей со штыревой и резьбовой контактных головок, с плоской и конической опорной поверхностью;
б) калильному числу из ряда 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26 условных единиц;
в) условному обозначению свечей зажигания;
г) по покрытию металлических деталей свечей зажигания (кроме электродов);
д) испытательному напряжению не менее 22 кВ (эффективное значение) при частоте 50 Гц в течение 30 с для свечей зажигания с размером шестигранника под ключ 20,8 мм и более, не менее 18 кВ (эффективное значение) для свечи зажигания с размером шестигранника менее 20,8 мм;
е) установленной безотказной наработкой свечей зажигания двигателей автомобилей при системе зажигания с энергией разряда до 20 МДж для первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 (не менее 30 тыс. км пробега автомобиля), свыше 20 мДж — не менее 20 тыс. км пробега автомобиля.
2. Характеристика свечей зажигания по габаритным и присоединительным размерам:
— тип корпуса А — для автомобильных свечей с резьбой М14х1.25;
— длина резьбовой части 12,7, 19 и 26,5 мм;
— размер шестигранника под ключ: 16,0; 19,0; 20,8 (мм).
Свеча зажигания компактная с плоской опорной поверхностью имеет длину резьбовой части 9,5мм. Плоская опорная поверхность свечей предназначена для герметизации свечного отверстия специальным уплотнительным кольцом, коническая поверхность герметизирует соединение с головкой блока без уплотнительного кольца.
3. Характеристика свечей зажигания по калильному числу.
Калильное зажигание по вышеуказанному ГОСТу: полностью или частично неуправляемое зажигание рабочей смеси в двигателе с принудительным зажиганием, вызванное источником зажигания, не зависящим от искры в искровом зазоре свечи зажигания.
Калильное число — число, характеризующее свойство свечи зажигания не вызывать калильного зажигания накаленными точками своих деталей при стандартных условиях.
Для бесперебойной работы свечи нижний (тепловой) конус изолятора должен иметь температуру в пределах 500 — 600 °С. При этой температуре попадающее на изолятор масло сгорает, не образуя нагара, — это так называемая температура самоочищения свечи. При температуре теплового конуса ниже указанного значения масло будет сгорать не полностью, образуя слой нагара. В результате свеча начнет работать с перебоями, так как через нагар возникнет утечка тока высокого напряжения.
Если температура изолятора и центрального электрода слишком высока (более 800 °С), то возникает калильное зажигание. Рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с накаленным концом изолятора и центрального электрода. В результате происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси. Признаком значительного перегрева свечи является белый цвет нижней части теплового конуса и оплавление глазури изолятора и металла центрального электрода. Внешние признаки калильного зажигания – падение мощности, звонкие стуки, а также работа двигателя на малых оборотах с выключенным зажиганием.
Тепловая характеристика свечи зависит от ее размеров: диаметра и длины резьбовой части корпуса и выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса. Характеристикой тепловых качеств свечей является калильное число, которое задается из ряда условных единиц 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Калильное число – отвлеченная величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания свечи на моторном испытательном стенде в цилиндре двигателя начинает появляться калильное зажигание. Чем больше калильное число, тем меньше длина теплового конуса изолятора и больше теплоотдача свечи. Свечи с малой теплоотдачей от изолятора к корпусу условно называются горячими, а свечи с большей теплоотдачей – холодными. Горячие свечи устанавливаются на тихоходных двигателях с небольшой степенью сжатия. Холодные свечи устанавливаются на быстроходных двигателях с высокой степенью сжатия.
4. Характеристика свечей зажигания по условному обозначению.
Условное обозначение свечи зажигания должно содержать:
— обозначение резьбы на корпусе: А — резьба М14х1,25;
— обозначение размера шестигранника под ключ: У — 16 мм (кроме свечей зажигания с конической опорной поверхностью); М — 19 мм (если маркировка не содержит буквы У или М перед обозначением длины резьбовой части корпуса, размер шестигранника под ключ — 20,8 мм);
— обозначение конической опорной поверхности: К;
— обозначение длины резьбовой части корпуса для свечей с плоской опорной поверхностью: Д — 19 мм, если маркировка не содержит буквы Д, длина резьбовой части корпуса — 12,7 мм, за исключением свечей зажигания с размером шестигранника под ключ 19 мм, для которых длина резьбовой части корпуса — 9,5 мм;
— обозначение длины резьбовой части корпуса для свечей с коническим посадочным местом: М — 7,8 мм, Д — 17,5 мм, С — 25 мм (если маркировка не содержит буквы М, Д или С перед обозначением калильного числа, длина резьбовой части корпуса — 11,2 мм);
— калильное число из ряда условных единиц 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26;
— обозначение выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса: В (если маркировка не содержит буквы В, выступание теплового конуса изолятора за торец корпуса отсутствует);
— обозначение наличия встроенного помехоподавительного резистора: Р (если маркировка не содержит буквы Р, встроенный помехоподавительный резистор отсутствует);
— обозначение наличия медного центрального электрода с жаростойкой оболочкой: М после обозначения калильного числа (если маркировка не содержит буквы М, центральный электрод не является медным с жаростойкой оболочкой);
— порядковый номер разработки или модернизации (кроме базовых конструкций).
Пример условного обозначения при заказе свечи зажигания с резьбой на корпусе М14х1,25, калильным числом 17, длиной резьбовой части корпуса 19 мм, имеющей выступание теплового конуса изолятора за торец корпуса, со встроенным помехоподавительным резистором, с центральным электродом, выполненным из меди с жаростойкой оболочкой, имеющей базовую конструкцию:
Свеча зажигания А17ДВРМ ГОСТ Р 52842 (А – автомобильная с резьбой М14х1.25; 17- калильное число; Д – длина резьбовой части, равной 19 мм; В – тепловой конус изолятора выступает за торец корпуса; Р – имеется помехоподавительный резистор; М — наличие медного центрального электрода с жаростойкой оболочкой.
Пример условного обозначения при заказе свечи зажигания с резьбой на корпусе М14х1,25, с конической опорной поверхностью, длиной резьбовой части корпуса 7,8 мм (М), калильным числом 20, с порядковым номером разработки (модернизации) 1:
Свеча зажигания АКМ20-1 ГОСТ Р 52842.
5. Характеристика свечей зажигания по числу боковых электродов.
Стандартная (гостовская) конструкция свечей предполагает один центральный электрод и один боковой. В то же время производители свечей начали изготавливать двух-, трех- и даже четырехэлектродные модели. Искра в многоэлектродных моделях образуется одна, но она гарантированно проскакивает с одного из боковых электродов. Искрообразование в многоэлектродных моделях становится устойчивее, наблюдается более стабильная работа двигателя в режиме малых оборотов, улучшается процесс воспламенения смеси и, наконец, увеличивается срок службы свечей из-за снижения выгорания боковых электродов.