Колесные диски автомобилей.

1. Колесные диски автомобилей изготавливаются в соответствии со следующими нормативными документами:

1.1. ГОСТ Р 53824-2010 «Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные.

Технические требования и методы испытаний».

Стандарт распространяется на стальные колеса для пневматических шин:

— на неразборные колеса с глубокими ободьями с коническими посадочными полками 5° и формой бортовых закраин В, J, K, L для автотранспортных средств (АТС) категорий M1, M1 G, N1 и О1.

Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили).

Категория M1G — легковые автомобили повышенной проходимости.

Категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

Категория O1 — прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.

— на неразборные колеса с глубокими (с условной шириной профиля ≤ 9,75) и с глубокими широкими (с условной шириной профиля ≥10,5) ободьями с коническими посадочными полками 15° для колес с бескамерными шинами постоянного давления, предназначенные для АТС категорий М2, М3, N2, N3, О2, О3 и О4 (автобусы, грузовые автомобили с максимальной массой выше 3,5 тонн и прицепы с максимальной массой выше 0,75 тонн).

1.2. ГОСТ Р 50511-93 «Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия».

Данный ГОСТ распространяется на дисковые колеса из легких сплавов, предназначенные для эксплуатации на легковых и грузовых автомобилях, автобусах, автомобильных прицепах и полуприцепах во всех климатических зонах при температурах окружающего воздуха от минус 60 до плюс 55°С при категории размещения 1 (открытый воздух) по ГОСТ 15150 и устанавливает общие технические условия.

Колеса изготавливаются из алюминиевого и магниевого сплава.

1.3. ГОСТ 10409-74 «Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования».

Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°- ми полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.

2. Колесные диски автомобилей по ГОСТ Р 53824-2010 (стальные неразборные колеса) изготавливаются с соблюдением следующих технических требований:

2.1. Основные размеры ободьев колес должны соответствовать размерам, указанным в настоящем стандарте и в конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.

2.2. Посадочные полки обода, обращенные к шине, не должны иметь местных выступов, следов механических повреждений в виде выступов или впадин размером более 0,3 мм, на остальных поверхностях — более 0,5 мм.

У ободьев колес для бескамерных шин выступание сварного шва, выбоины и другие неровности на посадочных полках и бортовых закраинах должны соответствовать КД.

2.3. Кромки вентильного отверстия должны быть притуплены с двух сторон.

2.4. Радиальное и осевое биения обода в сборе с диском на участках профиля, прилегающих к шине, не должны превышать величин, указанных в таблице 1.

Таблица 1.

Категории автотранспортных средств Условное обозначение номинального диаметра обода Биение, мм не более
радиальное       осевое
M1, M1G                        12, 13       1,0          0,7
                        14                     0,8
                      15, 16                      1,2
N1, O1                   12, 13, 14, 15, 16

4.5. Обод колеса для бескамерной шины должен быть герметичным.

4.6. Ресурс колеса должен быть не менее ресурса автотранспортного средства.

3 . Колесные диски автомобилей по ГОСТ 10409-74 (стальные разборные колеса)  изготавливаются с соблюдением следующих технических требований:

3.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.

3.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.

3.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.

3.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.

3.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в таблице 2.

Таблица 2.
Условное обозначение обода Допускаемое биение, мм
радиальное осевое
От 5,0-15 до 6,5-20 включ. 2,5 2,0
От 7,0-15 до 7,0-20 включ. 2,5 2,5
От 7,5-15 до 8,5-20 включ. 3,0 2,5
От 9,0-20 до 10,0-24 включ. 5,0 5,0

4 . Колесные диски автомобилей из легких сплавов по ГОСТ Р 50511-93 (алюминий и магний) изготавливаются с соблюдением следующих технических требований:

4.1. Размеры колес — по нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

4.2. Колеса должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

4.3. Колеса должны быть коррозионностойкими.

4.4. Механические свойства материалов колес должны соответствовать требованиям таблицы 3.

Таблица 3.

Вид материала Предел прочности σВ, Мпа, не менее Предел текучести σ0,2, МПа, не менее Относительное удлинение δ, % не менее Твердость по Бринеллю НВ
Нетермообрабатываемый 160 80 5 45-60
Термообрабатываемый 210 140 5 75-95

4.4. Ободья колес для бескамерных шин должны быть герметичными.

4.5. Макроструктура заготовок должна быть плотной, без трещин, посторонних включений и механических повреждений.

Внутри заготовок не допускаются раковины и другие дефекты, превышающие допускаемые значения, установленные в конструкторской документации.

4.6. На заготовках колес, подлежащих последующей механической обработке, не допускаются поверхностные раковины площадью более 2,5 мм2 и глубиной более 0,7 мм.

На поверхностях обода, прилегающих к шине, не допускается пористость на площади более 1 см2. По согласованию с потребителем допускается устранение этого дефекта поверхностной упрочняющей обработкой.

4.7. Биения обода на участках, прилегающих к шине, не должны превышать значений, указанных в таблице 4.

Таблица 4.

Тип автотранспортного средства Биение, мм, не более
Радиальное Осевое
Легковые автомобили 0,5 0,5
Грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы, прицепы 1,5 1,5

4.8. Ресурс колес должен быть не менее ресурса автотранспортного средства, для которого они предназначены.

5.  Автомобили по Правилам дорожного движения не допускаются к эксплуатации, если колесные диски имеются следующие неисправности:

— трещины дисков и ободьев колес;

— видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

Также запрещена эксплуатация автомобиля, если отсутствует болт (гайка) крепления колеса.

6. Колесные диски автомобилей подвергаются ремонтным воздействиям в виде сварки, правки, зачистки и покраски.

Стальные штампованные диски подлежат всем данным видам ремонта, литые диски –зачистке и покраске.

Яндекс.Метрика