Ремонт муниципальных дорог.
Рассматривается вопрос ремонта муниципальных дорог, находящихся в ведении муниципального района и сельского поселения.
1. В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
а) муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В состав муниципального района могут входить как сельские поселения, так и городские поселения с селами и деревнями (поселения на базе рабочих поселков).
б) сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность
в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. К вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность
в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, если такое решение принято администрацией муниципального района.
Запись о дорожной деятельности сельского поселения в этом случае должна быть внесена в устав поселения. Дороги внутри деревень сельского поселения включаются в реестр муниципального имущества поселения.
Затраты на дорожную деятельность сельского поселения планируются в бюджете поселения.
Если решения об отнесении дорожной деятельности к функциям сельского поселения нет, то дороги внутри населенных пунктов сельского поселения, также как и дороги между населенными пунктами, относятся к муниципальному району (статья 14 закона № 131 — ФЗ, статья 13 закона № 357 — ФЗ от 28.11.2015 года).
4. К дорогам муниципального района относятся:
а) дороги внутри района между центром района и отдельными населенными пунктами;
б) дороги между несколькими последовательно расположенными населенными пунктами;
в) дороги в границах населенных пунктов, относящихся к муниципальному району;
г) подъезды к отдельным населенным пунктам от расположенных в районе федеральных дорог или дорог субъектов федерации.
5. Класс муниципальных дорог.
Муниципальные дороги по условиям проезда по ним и доступа на них транспортных средств являются дорогами обычного типа (нескоростными) и относятся к 3 классу. Для справки: к 1 классу относятся автомагистрали, ко 2 классу – скоростные дороги.
6. Категории муниципальных дорог.
Муниципальные дороги относятся к IV и V категориям. Четвертая (IV) категория предусматривает 2 полосы движения шириной по 3 метра, пятая (V) категория дороги характеризуется одной полосой движения шириной не менее 4,5 метров и обочинами по 1,75 метра.
Для справки. Всего категорий – 7.
1А категория – это автомагистраль.
1Б категория — скоростная автомобильная дорога.
1В, II, III, IV и V категории – это обычные (нескоростные) автомобильные дороги.
7. Строительные материалы для муниципальных дорог.
Нормативное основание для применения материалов дорожных одежд — Свод правил СП 243.1326000.2015 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения.
7.1. В соответствии с данным сводом правил для дорог 4 категории должны применяться
асфальтобетон, бетон монолитный и колейный, железобетон или армобетон сборный, органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим.
7.2. В соответствии с вышеуказанным СП 243.1326000.2015 для дорог 5 категории должны применяться:
а) щебеночно-гравийно-песчаные смеси;
б) органоминеральные смеси;
в) щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим;
г) щебень, применяемый по способу заклинки без применения вяжущих материалов;
д) малопрочные каменные материалы и шлаки;
е) грунт и местные малопрочные материалы, обработанные вяжущим;
ж) грунт, укрепленный или улучшенный добавками.
7.3. Для справки.
7.3.1. Органоминеральная смесь по ГОСТ 30491-2012 — искусственная смесь, получаемая смешением на дороге или в смесительных установках щебня (гравия), песка или их смесей, а также минерального порошка (в том числе порошковых отходов производства) с органическими вяжущими и активными добавками и без них или с органическими вяжущими совместно с минеральными.
7.3.2. Вяжущие материалы. Неорганические, или минеральные вяжущие (известь, гипс, цемент). Органические вяжущие (битум, деготь, полимеры).
8. Ремонт муниципальных дорог
осуществляется районной властью и властью поселений, входящих в состав муниципального района, по следующим направлениям:
8.1. Ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений.
8.2. Восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации.
8.3. Укрепление обочин.
8.4. Восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна.
8.5. Полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий.
8.6. Ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя.
8.7. Замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах.
8.8. Восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов.
8.9. Замена на новые отдельных балок пролетных строений (до 25%), ремонт оставшихся балок, ремонт или замена плит и других элементов пролетных строений.
8.10. Замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров.
8.11. Замена одежды мостового полотна одновременно с заменой деформационных швов.
9. Ремонт муниципальных дорог
осуществляется администрациями муниципальных районов и администрациями поселений по годовому плану. В течение года в работы по ремонту дорог могут вноситься коррективы.
Для ускорения ремонта муниципальных дорог на основании закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ возможно обращение как отдельных граждан, так и коллективов граждан в районные и сельские (городские) администрации в зависимости от принадлежности дорог, а также в контролирующие органы.
Справка. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.