google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

Дороги сельских поселений.

1. Общие положения.

1.1. В соответствии с законом о дорогах и дорожной деятельности от 8 ноября 2007 года № 257 – ФЗ автомобильными дорогами местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Про дороги, относящиеся к муниципальным районам, написано в этой статье.

В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Законом от 8 ноября 2007 года № 257 — ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» с последующими изменениями введено современное понятие автомобильной дороги – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Данный закон действует на все дороги, начиная от автомагистрали (категория 1А) и заканчивая обычными автомобильными дорогами 4 и 5 категорий, к которым относятся и дороги сельских поселений.

1.2. Этим же законом установлено, что полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации (область, край, республика) за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений. В случае отсутствия такого закрепления дорожная деятельность в отношении сельских дорог осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

2. Градостроительство и автомобильные дороги.

2.1. В соответствии со сводом правил «СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в таблице 1 приведены категории дорог и улиц сельских поселений:

Таблица 1.

Категория дорог и улиц Основное назначение дорог и улиц
Основные улицы сельского поселения Проходят по всей территории сельского населенного пункта, осуществляют основные транспортные и пешеходные связи, а также связь территории жилой застройки с общественным центром. Выходят на внешние дороги
Местные улицы Обеспечивают связь жилой застройки с основными улицами
Местные дороги Обеспечивают связи жилых и производственных территорий, обслуживают производственные территории
Проезды Обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки

2.2. В соответствии со сводом правил «СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в таблице 2 приведены расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений по категориям (без данных по радиусам и уклонам):

Таблица 2.

Категория сельских улиц и дорог Расчетная скорость движения, км/ч Ширина полосы движения, м Число полос движения (суммарно в двух направлениях) Ширина пешеходной части тротуара, м
Основные улицы сельского поселения 60 3,5 2 — 4 1,5 – 2,25
Местные улицы 40 3,0 2 1,5
Местные дороги 30 2,75 2 1,0 (допус-
кается устраивать с одной стороны)
Проезды 30 4,5 1

3. Проектирование и строительство автомобильных дорог.

3.1. Свод правил СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» устанавливает нормы и правила на проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения (НИД) на территории Российской Федерации, к которым относятся как дороги регионального и межмуниципального значения, так и дороги местного значения.

Этот Свод Правил распространяется на дороги 4 и 5 категорий, имеющих среднегодовую суточную интенсивность движения не более 400 автомобилей в сутки.

В данном случае дорога 4 и 5 категории (далее в римском обозначении) – это по классификации из постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 (во исполнение закона о дорогах и дорожной деятельности). К этим категориям и относятся дороги сельских поселений.

3.2. При проектировании и строительстве автомобильных дорог с НИД СП 243.1326000.2015  выделяет два подхода:

— автомобильные дороги с среднегодовой суточной интенсивностью движения не менее 50 автомобилей в сутки должны проектироваться, строиться и содержаться таким образом, чтобы транспортные средства могли двигаться с расчетной скоростью;

— для автомобильных дорог со среднегодовой суточной интенсивностью движения, менее чем 50 автомобилей в сутки основные параметры дороги следует назначать из минимальных строительных и эксплуатационных затрат для обеспечения надежного проезда в любое время года, даже если скорость движения будет ограничена.

3.3. В соответствии с этим документом автомобильные дороги с НИД подразделяются на распределительные дороги с малой интенсивностью движения и подъезды.

Классификация дорог с НИД применительно к сельским поселениям приведена в таблице 3.

Таблица 3.

Классификация автомобильных дорог Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут Категория
Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь между подъездами и дорогами более высоких категорий 100-400 IVA-p
<100 IVБ-р
Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым
транспортным терминалам
100-400 IVБ-п
50-99 VA
<50
Подъезды к фермам 100-400 IVA-п
50-99 VA
<50
Подъезды к промышленным предприятиям 100-400 IVA-п
50-99 VA
<50
Подъезды к сельскохозяйственным угодьям <50

Распределительная автомобильная дорога — дорога, обеспечивающая движение транспортных средств к ближайшим автомобильным дорогам общего пользования и подъездам.

Подъездом является автомобильная дорога, предназначенная для обеспечения транспортной связи от автомобильных дорог (в том числе распределительных) до завершающей или начальной точки поездки.

3.4. Характеристика дорог с НИД приведена в таблице 4.

Таблица 4.

Назначение автомобильных дорог с НИД Категория дороги Расчетная скорость в зависимос ти от категории рельефа, км/ч Общее число полос движения Ширина полосы, м Вид покрытия
Распредели  тельные IVA-р (100 – 400 автомобилей в сутки) 30-80 2 3,0 Капитальный, облегченный тип дорожной одежды – асфальтобетонное; органоминеральные смеси
Распредели тельные IVБ-р (менее 100 автомобилей в сутки) 30-60 2 2,75 – 3,0 Облегченный тип— органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим
Подъезды: IVA-п (100 – 400 автомобилей в сутки) 30-70 2 3,0 Капитальный тип – асфальтобетонное;
бетонное монолитное и колейное, железобетонные или армобетонные сборные. 

Облегченный тип дорожной одежды —  органоминеральные смеси, щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим

IVБ-п (100 – 400 автомобилей в сутки) 30-60 1 3,0 Облегченный тип -органоминеральные смеси;

щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим

Переходный — щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим

 

VA (50 – 99) 20-50 1 4,5 Облегченный тип дорожной одежды —  органоминеральные смеси.

Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим.

Переходный тип —  щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим

 

VБ (менее 50) 20-40 1 4,5 Переходный тип дорожной одежды — щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим.

 

Низший тип дорожной одежды — щебеночно-гравийно-песчаные смеси;

малопрочные каменные материалы
и шлаки;
грунты, укрепленные или улучшенные добавками

3.5. ГОСТ Р 58818-2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет» применяется при проектировании строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с НИД (в том числе проходящих в пределах населенных пунктов), а также определяет принципы конструирования и расчета дорожных одежд на них.

Данный ГОСТ вступил в силу 1 июля 2020 года.

4. Строительство и эксплуатация дорог с НИД.

4.1. Вопросы строительства новых дорог с низкой интенсивностью движения и эксплуатации существующих таких дорог регламентирует ГОСТ Р 58769-2019 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации», введенный 1 марта 2020 года.

Данный ГОСТ устанавливает требования на строительство и эксплуатацию распределительных автомобильных дорог и подъездов с низкой интенсивностью движения (НИД), имеющих среднегодовую суточную интенсивность движения не более 400 автомобилей в сутки и применяется на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения с НИД (в том числе расположенных в пределах населенных пунктов).

Категории распределительных дорог и подъездов, на которые распространяется ГОСТ Р 58769-2019: IVA-р, IVA-п, IVБ-р, IVБ-п, VА, VБ.

Строительство автомобильных дорог данных категорий осуществляется в соответствии с проектной документацией, разработанной в соответствии с вышеуказанным ГОСТ Р 58818-2020, частью которой является проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР).

4.2. Эксплуатация автомобильных дорог по ГОСТ Р 58769-2019 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Правила строительства и эксплуатации» (глава 8 данного ГОСТа).

Задача ГОСТа в регламентации работ по обеспечению круглогодичного, непрерывного и безопасного движения транспортных средств на автомобильных дорогах с НИД с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

ГОСТ Р 58769-2019 содержит следующие разделы:

а) требования к покрытию проезжей части (показатели продольной ровности и поперечного профиля дорожного покрытия, допустимые размеры дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений и сроки их устранения);

б) требования к устройству и содержанию обочин;

в) требования к эксплуатационному состоянию дорог в зимний период;

г) требования к содержанию автомобильных дорог в весенне – летне – осенний период;

д) требования к состоянию элементов обустройства дорог (заездных карманов, посадочных площадок, площадок отдыха и стоянок транспортных средств);

е) требования к выбору техники для выполнения определенных видов работ и т.д.

ГОСТ Р 58769-2019 также предусматривает, что на дорогах с переходными и низшими типами покрытий работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части следует выполнять с периодичностью и в сроки, установленные проектом содержания автомобильной дороги с НИД, утвержденным владельцем дороги.

 width=

Яндекс.Метрика