1. Характеристика деталей шин.
1.1. Камерные шины грузовых автомобилей — покрышка, камера с вентилем и ободная лента.
1.2. Камерные шины легковых автомобилей — покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком.
1.3. Бескамерные шины легковых и грузовых автомобилей — покрышка и вентиль, вставленный в обод.
1.4. Покрышка — торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации автомобиля.
1.5. Камера — герметичная торообразная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом.
1.6. Вентиль камеры или бескамерной шины — обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине.
1.7. Ободная лента — профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса; ободная лента применяется в камерных шинах грузовых автомобилей для предохранения камер от повреждений.
2. Устройство автомобильных шин.
2. 1. Каркас — важнейшая силовая часть покрышки, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая нагрузки от внешних сил, действующих на колесо со стороны дороги. Проходит через все сечение покрышки (от бортов через боковины и через верхнюю ее часть). Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезиненного корда. Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным.
2.2. Брекер находится между каркасом и протектором. Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте контакта с дорогой и защиты от проколов. Брекер состоит из двух и более слоев обрезиненного корда.
2.3. Протектор — наружная резиновая часть покрышки шины. Обеспечивает сцепление шины с дорогой, а также для предохраняет каркас от повреждений. Протектор обладает определенным рисунком. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: дорожные, универсальные, зимние, повышенной проходимости.
2.4. Боковина — часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от механических повреждений. Служит также для нанесения наружной маркировки шины.
2.5. Борт — жесткая посадочная часть покрышки, необходимая для фиксации шины на ободе колеса. Состоит из слоя корда каркаса, завернутого вокруг проволочного кольца и твердого наполнительного резинового шнура. Борта придают шине нерастягивающуюся конструкцию и необходимую структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха. В случае бескамерных шин борт изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой резины.
2.6. Бортовое стальное кольцо. Придает борту необходимую жесткость и прочность.
2.7. Резиновый наполнительный шнур. Обеспечивает эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины.
3. Размеры:
D – наружный диаметр шины. Н – высота профиля шины. В – ширина профиля.
d – внутренний диаметр шины (посадочный диаметр обода колеса).
Наружный диаметр шины D — диаметр наибольшего сечения пневматической шины плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта с опорной поверхностью.
Высота профиля шины Н – полуразность между наружным диаметром и посадочным диаметром пневматической шины (D — d)/2.
Ширина профиля шины В – линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины.
Отношение высоты профиля к ширине профиля (отношение Н/В, выраженное в %) характеризует серию шин по профилю поперечного сечения (обычного профиля, низкопрофильные и т.д.). Приведены в статье Классификация и назначение шин.