Выбросы от автомобилей с бензиновыми двигателями.
В данной статье приведен порядок поддержания установленных норм выбросов автомобилями с бензиновыми двигателями, находящимися в процессе эксплуатации.
Регулирует этот процесс ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».
Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автомобили с бензиновыми двигателями категорий М1, М2, М3, N1, N2 и N3, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.
1.Определения и обозначения в ГОСТе:
– коэффициент избытка воздуха λ: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей;
– система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающие снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах;
— диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями «проверь двигатель» («check engine»), «обслужи двигатель» («service engine soon») и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.
– встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
— экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
2. Нормативные значения.
2.1. Cодержание оксида углерода и углеводородов определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (n мин.) и повышенной (n пов.) частотах вращения коленвала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.
При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля, значение n мин. не должно превышать:
а) 1100 мин-1 для автомобилей категории М1 и N1;
б) 900 мин-1 для автомобилей остальных категорий.
Значение n пов. устанавливают в пределах:
– 2500 — 3500 мин-1 для АТС категорий М1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации;
– 2000 — 2800 мин-1 для автомобилей категории М1 и N1, оборудованных системами нейтрализации и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.
2.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных — не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1.
Категории и комплектация транспортных средств (экологический класс) | Дата выпуска | Обороты холостого хода | Объемная доля СО, % | Объемная доля СН, млн -1 |
M и N |
До 31.12.1986 |
Минимальные |
4,5 |
— |
M1 и N1
|
С 01.01.1987 по 31.12.2006
|
Минимальные |
3,5 |
1200 |
Повышенные |
2,0 |
600 |
||
М2, М3, N2 и N3
|
С 01.01.1987 по 31.12.2006
|
Минимальные |
3,5 |
2500 |
Повышенные |
2,0 |
1000 |
||
М1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов(экологические классы 2, 3, 4)
|
С 01.01.2007 по 31.12.2012
|
Минимальные |
0,5 |
— |
Повышенные |
0,3 |
100 |
||
М2, М3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (экологические классы 2, 3, 4)
|
С 01.01.2007 по 31.12.2012 |
Минимальные |
0,5 |
— |
Повышенные |
0,3 |
200 |
||
М1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов(экологические классы 4 и выше)
|
С 01.01.2013
|
Минимальные |
0,3 |
— |
Повышенные |
0,2 |
100 |
||
М2, М3, N2и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (экологические классы 4 и выше) |
С 01.01.2013
|
Минимальные |
0,3 |
— |
Повышенные |
0,2 |
200 |
||
В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее — вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений. коэффициента избытка воздуха .
|
2.3. Значение коэффициента избытка воздуха λ в режиме холостого хода на n пов. у автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха λ должно быть от 0,97 до 1,03.
2.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).
3. Методы измерений.
Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:
— температура окружающего воздуха — от минус 7 °С до плюс 35 °С;
— атмосферное давление — не ниже 92,0 кПа (690 мм. рт.ст.).
При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее — приборы), соответствующие требованиям данного ГОСТа и имеющие действующие свидетельства о поверке .
Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия — изготовителя прибора.
3.1. Подготовка к проведению измерений.
Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.
Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.
3.2. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:
— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг»;
— затормаживают автомобиль стояночным тормозом и глушат двигатель;
— устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
— подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
— вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
— полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).
3.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов.
Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
– запускают двигатель и работают на режиме n пов. не менее 15 с;
– отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения коленвала и не ранее чем через 30 с измеряют содержание СО и СН;
– устанавливают n пов. и не ранее чем через 30 с измеряют содержание СО и СН.
3.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов:
– устанавливают нулевые показания газоанализатора;
– запускают двигатель, увеличивают частоту вращения до n пов., выдерживают этот режим 2-3 минуты (при температуре ниже 0ºС – 4-5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха λ;
– устанавливают n мин. и не ранее, чем через 30 с, измеряют содержание СО и СН.
3.5. На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
– при включением зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени;
– при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
– после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
3.6. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели.
Cодержание вредных выбросов в отработавших газах заносят в журнал.
4. Приложение к ГОСТ Р 52033-2003.
Условия проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям настоящего стандарта.
Проверки могут быть проведены:
— на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
— при сертификационных испытаниях;
— при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
— на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
— на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
Автотранс – консультант. ру.