Неисправный автомобиль.
1. Неисправный автомобиль не должен допускаться к эксплуатации на дорогах России как средство повышенной опасности.
Статья 16 закона о безопасности дорожного движения гласит:
1.1. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
1.2. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
А статья 19 того же закона прямо запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены постановлением Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).
2. Неисправный автомобиль с перечнем неисправностей тормозной системы, при которых запрещен выезд на линию.
а) нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001;
Тормоза по усилию на органе управления и удельной тормозной силе проверяют на роликовых стендах.
Тормоза по длине тормозного пути проверяют в дорожных условиях при скорости в 40 км в час на ровном и сухом участке и сравнивают с нормативными показателями.
б) нарушена герметичность гидравлического тормозного привода;
в) нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер;
г) не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
д) стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
— транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
— легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
— грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
3. Неисправный автомобиль с перечнем неисправностей рулевого управления.
а) суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
— легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы – 10 градусов;
— автобусы — 20 градусов;
— грузовые автомобили – 25 градусов.
б) имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки;
в) неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
4. Неисправный автомобиль с перечнем неисправностей внешних световых приборов.
а) количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства. Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей;
б) регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001;
в) не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
г) на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
5. Автомобиль не должен эксплуатироваться, если:
а) не работают в установленном режиме стеклоочистители;
б) не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
6. Неисправный автомобиль с перечнем неисправностей по колесам и шинам.
а) остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
— для транспортных средств категорий L — 0,8 мм (мототранспортные средства);
— для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 – 1,0 мм (категория N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т, категория N3 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т, категория O3 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т,
категория O4 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т);
— для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм (категория M1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобили, категория N1 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т, категория O1 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т, категория O2 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т);
— для транспортных средств категорий M2, M3 – 2,0 мм (автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси).
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
б) шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
в) отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий;
г) шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;
д) на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
7. Неисправный автомобиль с перечнем неисправностей двигателя.
а) содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003;
6) нарушена герметичность системы питания;
в) неисправна система выпуска отработавших газов;
г) нарушена герметичность системы вентиляции картера;
д) допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
8. Неисправный автомобиль из–за прочих элементов конструкции.
а) количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства;
б) не работает звуковой сигнал;
в) установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя;
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
г) не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол;
д) отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;
е) неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа;
ж) отсутствуют:
— на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
— на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
— на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
з) отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
и) ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке;
к) не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема — опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом;
л) на полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор;
м) нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
н) технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования;
п) государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93;
р) на мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности;
с) на мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле;
т) в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.