Расход топлива тягачей.
1. Расход топлива тягачей определяется по формуле
Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D),
где Q — расход топлива, л;
S — пробег автопоезда, км;
Hsan — норма расхода топлива на пробег автопоезда (седельного тягача с полуприцепом) в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км,
где Hs — базовая норма расхода топлива на пробег одиночного тягача в снаряженном состоянии, л/100 км (это значение приведено в таблице);
Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа, л/100 т.км ;
При работе седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы полуприцепов) в зависимости от вида топлива: дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0,25 л — дизельного топлива.
В нашем случае (все седельные тягачи в таблице дизельные) Hg будет равно 1,3л;
Gпр — собственная масса полуприцепа, т (сцепленного с конкретным тягачем);
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;
W — объем транспортной работы, т.км : W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;
Sгр — пробег с грузом, км);
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме
Пример.
Автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 и полуприцепа МАЗ-938660-044. Общий пробег по путевому листу – 600 км, из них с грузом 300 км. Масса перевезенного груза – 20 тонн. Транспортная работа (W) равна 6ооо ткм. Перевозка в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные.
Для одиночного седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 базовая норма расхода дизельного топлива (Hs) будет равна 23,9 л на 100 км пробега (данные из таблицы).
Масса полуприцепа без груза – 6,7 т.
Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;
Норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа Hg = 1,3 л/100 т·км;
Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 с полуприцепом без груза составляет:
Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23,9 + 1,3 х 6,7 = 32,6 л на 100 км пробега.
Расход топлива по путевому листу составит Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 х (32.6 х 600) + (1,3 х 6000) = 273 литра.
Примеры определения расхода топлива автопоездом в составе грузового бортового автомобиля КАМАЗ-53212А и прицепа ГКБ-8352 с применением снижающих и повышающих надбавок к нормам расхода топлива, а также одиночных грузовых бортовых автомобилей без груза и с грузом приведены в этой статье.
2. Характеристики современных отечественных и стран СНГ седельных тягачей КАМАЗ, МАЗ и УРАЛ представлены в нижеуказанной таблице их модификациями, числом и расположением цилиндров двигателей, их мощностью и рабочим объемом, типом коробки перемены передач и базовой нормой расхода топлива.
3. Расход топлива тягачей является одним из основных технических показателей при выборе автомобиля для коммерческой деятельности.
Базовая норма расхода топлива седельных тягачей выпуска с 2008 года взята из методических рекомендаций Минтранса России «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Согласно этого документа базовая норма — это норма в литрах на 100 км пробега седельного тягача (без полуприцепа) в снаряженном состоянии, которая соответствует режиму движения автомобиля в пригородной зоне в летнее время.
Пригородная зона согласно статьи 49 Градостроительного кодекса РФ определяется как земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию.
Летнее время для Москвы и Московской области – с апреля по октябрь, для Кемеровской области – с мая по октябрь, для Калининградской области с 15 марта по 14 ноября, для Магаданской области с 1 мая по 14 октября и так далее по субъектам Российской Федерации (приведено в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций Минтранса РФ).
В других условиях это будет уже эксплуатационная норма расхода топлива.
Она может быть ниже базовой в размере до 15% в случае движения автомобиля по дорогам общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности.
Норма расхода топлива седельного тягача будет выше базовой при движении в городах и других населенных пунктах, при эксплуатации автомобиля в зимних условиях, при эксплуатации автомобилей со сроком службы более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. и т.д.
Про надбавки к нормам расхода топлива автомобильного транспорта в России написано в этой статье.
Условные обозначения:
Число и расположение цилиндров (L — рядное, V-образное, 6 или 8 – число цилиндров); 240 — мощность двигателя, л.с; 10,85 — рабочий объем двигателя, л; 10M — количество передач (M – механическая коробка передач).
Тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года.
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
КамАЗ | |||||
54115-15
(КамАЗ-740.31) |
8V | 240 | 10,85 | 10M | 24,6D |
5460-036-63
(КамАЗ-740.63) |
8V | 400 | 11,76 | 8M | 22,1D |
65116 RB
(Cuumins L325) |
6L | 325 | 8,867 | 10M | 22,5D |
65116-20
(КамАЗ-740.30) |
8V | 260 | 10,85 | 10M | 22,7D |
65116-62
(КамАЗ-740.62) |
8V | 280 | 11,76 | 10M | 23,9D |
65225-22
(КамАЗ-740.37) |
8V | 381 | 11,76 | 16M | 26,8D |
65226
(Deutz BF8M1015C) |
8V | 544 | 15,9 | 16M | 29,2D |
МАЗ | |||||
543203-2122
(ЯМЗ-236БЕ2) |
6V | 250 | 11,15 | 8M | 23,9D |
543203-220
(ЯМЗ-236БЕ2) |
6V | 250 | 11,15 | 8M | 23,1D |
543268
(MAN D2866LF25) |
6L | 410 | 11,967 | 16M | 19,7D |
5432А5-323
(ЯМЗ-6582.10) |
8V | 330 | 14,86 | 8M | 24,8D |
5432А3-322
(ЯМЗ-6562.10) |
6V | 250 | 11,15 | 8M | 23,0D |
5440А5-330-030
(ЯМЗ-6582.10) |
8V | 330 | 14,866 | 8M | 21,2D |
5440А8
(ЯМЗ-6581.10) |
8V | 400 | 14,866 | 16M | 18,7D |
5440А9
(ЯМЗ-650.10) |
6L | 412 | 11,12 | 16M | 17,6D |
6422А8-330
(ЯМЗ-6581.10) |
8V | 400 | 14,86 | 9M | 21,8D |
642508-233
(ЯМЗ-7511.10) |
8V | 400 | 14,86 | 9M | 28,8D |
6430А8-360-010
(ЯМЗ-6581.10) |
8V | 400 | 14,866 | 16M | 20,7D |
УРАЛ | |||||
Iveco-633913
(Iveco F3BE0681G) |
6L | 380 | 12,88 | 16M | 25,8D |
Iveco-633913
(Iveco F3BE0681C) |
6L | 440 | 12,88 | 16M | 23,8D |
596002
(ЯМЗ-238М2-26) |
8V | 240 | 14,86 | 5M | 25,3D |
596012
(ЯМЗ-236НЕ2-24) |
6V | 230 | 11,15 | 5M | 25,1D |
44202-0311-41
(ЯМЗ-236НЕ2) |
6V | 230 | 11,15 | 5M | 23,2D |
Базовая норма расхода топлива, л/100 км, приведена для одиночного седельного тягача.
4. Расход топлива тягачей других моделей (отечественных и стран СНГ), а также тягачей зарубежного производства приведен соответственно в разделах 10.1, 10.2 и 10.2.1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».