Расход топлива фургонов.
Расход топлива фургонов в зависимости от их технологического применения определяется отдельно для одиночных фургонов и отдельно для прицепных автопоездов.
1. Расход топлива одиночных фургонов определяется по формуле
Q = 0,01 x (Hs x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), где
Q — расход топлива, л;
S — пробег автофургона, км;
Hs — норма расхода топлива на пробег автофургона в снаряженном состоянии без груза (эта норма является базовой нормой расхода топлива – приведена в таблице);
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;
W — объем транспортной работы, т.км: W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;
Sгр — пробег с грузом, км);
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме.
2. Расход топлива прицепного автопоезда в составе автофургона – тягача и прицепа определяется по формуле
Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), где
Q — расход топлива, л;
Hsan — норма расхода топлива на пробег автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км, где
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег одиночного фургона — тягача в снаряженном состоянии, л/100 км (это значение приведено в таблице);
Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа, л/100 т.км;
При работе фургонов — тягачей с прицепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов) в зависимости от вида топлива: дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0,25 л — дизельного топлива.
Gпр — собственная масса прицепа, т (сцепленного с конкретным тягачем);
S — пробег автопоезда, км;
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;
W — объем транспортной работы, т.км : W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;
Sгр — пробег с грузом, км);
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме.
Определение расхода топлива фургонов аналогично расходу топлива бортовых автомобилей (одна и та же формула).
Примеры определения расхода топлива для бортовых одиночных автомобилей и прицепных автопоездов в этой статье.
3. Характеристики современных отечественных и стран СНГ фургонов ВИС, ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ и УАЗ представлены в нижеуказанной таблице их модификациями, числом и расположением цилиндров двигателей, их мощностью и рабочим объемом, типом коробки перемены передач и базовой нормой расхода топлива.
4. Расход топлива фургонов является одним из основных технических показателей при выборе автомобиля для коммерческой деятельности.
Базовая норма расхода топлива фургонов выпуска с 2008 года взята из методических рекомендаций Минтранса России «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Согласно этого документа базовая норма — это норма в литрах на 100 км пробега фургона в снаряженном состоянии, которая соответствует режиму движения автомобиля в пригородной зоне в летнее время.
Пригородная зона согласно статьи 49 Градостроительного кодекса РФ определяется как земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию.
Летнее время для Москвы и Московской области – с апреля по октябрь, для Кемеровской области – с мая по октябрь, для Калининградской области с 15 марта по 14 ноября, для Магаданской области с 1 мая по 14 октября и так далее по субъектам Российской Федерации (приведено в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций Минтранса РФ).
В других условиях это будет уже эксплуатационная норма расхода топлива.
Она может быть ниже базовой в размере до 15% в случае движения автомобиля по дорогам общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности.
Норма расхода топлива фургона будет выше базовой при движении в городах и других населенных пунктах, при эксплуатации автомобиля в зимних условиях, при эксплуатации автомобилей со сроком службы более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. и т.д.
Про надбавки к нормам расхода топлива автомобильного транспорта в России написано в этой статье.
Условные обозначения:
Число и расположение цилиндров (L — рядное, V-образное, 4 или 8 – число цилиндров); 81 — мощность двигателя, л.с; 1,69 — рабочий объем двигателя, л; 5M — количество передач (M – механическая коробка передач).
Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года.
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ВИС | |||||
234600
(ВАЗ-21214) |
4L | 81 | 1,69 | 5M | 11,1 |
23472-10-30
(ш. ВАЗ-21093; ВАЗ-11183) |
4L | 81 | 1,596 | 5M | 9,0 |
ГАЗ | |||||
27057
(г/п; ЗМЗ-405220) |
4L | 145 | 2,464 | 5M | 15,8 |
2752
(ЗМЗ-40522А) |
4L | 145 | 2,464 | 5M | 13,6 |
232500
(Chrysler) |
4L | 133,3 | 2,429 | 5M | 15,5 |
2705
(г/п; УМЗ-421600) |
4L | 102 | 2,89 | 5M | 15,4 |
2705
(г/п; УМЗ-4216) |
4L | 107 | 2,89 | 5M | 15,1 |
2705
(г/п; ЗМЗ-405240) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 14,5 |
2705
(Chrysler) |
4L | 133,3 | 2,429 | 5M | 14,0 |
2705-216
(УМЗ-4216) |
4L | 107 | 2,89 | 5M | 14,6 |
2705-408
(ЗМЗ-40524) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 14,8 |
27057
(г/п; ЗМЗ-405240) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 16,8 |
27057
(г/п; ЗМЗ-40522R) |
4L | 140 | 2,464 | 5M | 16,5 |
270720
(ЗМЗ-40260) |
4L | 86 | 2,445 | 5M | 16,0 |
2747
(УМЗ-4216) |
4L | 107 | 2,89 | 5M | 15,1 |
27471
(ЗМЗ-40522Р) |
4L | 140 | 2,464 | 5M | 16,1 |
27471-0000010
(УМЗ-421600) |
4L | 107 | 2,89 | 5M | 15,4 |
2752
(УМЗ-421600) |
4L | 107 | 2,89 | 5M | 14,1 |
2752
(г/п; ЗМЗ-40524) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 14,7 |
2752
(г/п; Chrysler) |
4L | 137 | 2,429 | 5M | 13,0 |
27527
(Cummins ISF2.8s3129T) |
4L | 120 | 2,781 | 5M | 11,5D |
2775
(ЗМЗ-405220) |
4L | 140 | 2,464 | 5M | 14,9 |
2775-0000010
(ЗМЗ-405240) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 14,4 |
278812
(УМЗ-421600) |
4L | 107 | 2,89 | 5M | 14,8 |
278814
(ЗМЗ-405240) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 15,7 |
2790-0000010
(ЗМЗ-405220) |
4L | 140 | 2,464 | 5M | 16,1 |
2818
(ЗМЗ-40522A) |
4L | 145 | 2,464 | 5M | 14,4 |
2818-0000010-42 (ЗМЗ-405240) | 4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 16,4 |
2818-0000010-02 (ЗМЗ-405220) | 4L | 140 | 2,464 | 5M | 15,8 |
28180B
(ЗМЗ-405240) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 15,3 |
2834NA
(ЗМЗ-405240) |
4L | 123,8 | 2,464 | 5M | 15,6 |
2834NE
(УМЗ-4216) |
4L | 107 | 2,89 | 5M | 17,2 |
3302
(г/п; Andoria) |
4L | 90 | 2,417 | 5M | 12,4D |
3302
(ЗМЗ-40522) |
4L | 145 | 2,464 | 5M | 16,0 |
33027
(ЗМЗ-405221 |
4L | 145 | 2,464 | 5M | 17,0 |
33081 «Садко»
(г/п; Д245.7Е2) |
4L | 117 | 4,75 | 5M | 19,8D |
33104 «Валдай»
(Д-245.7ЕЗ) |
4L | 119 | 4,75 | 5M | 17,8D |
3897-000001-15
(Д-245.7Е2) |
4L | 117 | 4,75 | 5M | 17,9D |
4732-0000010-04
(Д-245.7ЕЗ) |
4L | 119 | 4,75 | 5M | 16,8D |
473829
(Д-245.7ЕЗ) |
4L | 119 | 4,75 | 5M | 18,0D |
КамАЗ | |||||
43118-10
(КамАЗ-740.31) |
8V | 245 | 10,85 | 5M | 32,0D |
5759-0000010-02 (Cummins 4ISBe185) | 4L | 185 | 4,461 | 6M | 20,4D |
65110 СГИ
(КамАЗ-740.62) |
8V | 280 | 11,76 | 10M | 29,4D |
МАЗ | |||||
630305-221 (ЯМЗ-238ДЕ2) | 8V | 330 | 14,86 | 6M | 36,4D |
6312А8 (ЯМЗ-6581.10) | 8V | 400 | 14,866 | 16M | 22,0D |
УАЗ | |||||
374195
(г/п; ЗМЗ-4091) |
4L | 112 | 2,693 | 4M | 14,9 |
390994
(г/п; УМЗ-4213ОН) |
4L | 99 | 2,89 | 4M | 15,0 |
390944
(г/п; УМЗ-42130Е) |
4L | 107 | 2,89 | 4M | 15,3 |
390994 «Фермер» (УМЗ-42130Н) | 4L | 104 | 2,89 | 4M | 15,1 |
390995
(г/п; ЗМЗ-409100) |
4L | 112 | 2,693 | 4M | 14,9 |
396254
(г/п; УМЗ-4213) |
4L | 107 | 2,89 | 4M | 14,7 |
396254
(г/п; УМЗ-42130Н) |
4L | 99 | 2,89 | 4M | 15,6 |
396255
(г/п; ЗМЗ-4091) |
4L | 112 | 2,693 | 4M | 14,9 |
- Расход топлива фургонов: а) самый низкий из УАЗов – 14,7 литра бензина на 100 км (УАЗ-396254);
б) самый низкий из МАЗов – 22 литра дизтоплива на 100 км (МАЗ- 6312А8 с двигателем ЯМЗ-6581.10);
в) самый низкий из КАМАЗов – 20,4 литра дизтоплива на 100 км пробега (КАМАЗ 5759-0000010-02 с двигателем Cummins 4ISBe185);
г) самый низкий из ГАЗов – 11,5 литров (ГАЗ-27527 Соболь с двигателем Cummins ISF2.8s3129T).