google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

Правила буксировки автомобилей регулируются разделом 20 Правил дорожного движения, а также другими пунктами Правил.

1. Правила буксировки.

1.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

1.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

1.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

1.4. Гибкое связующее звено должно быть обозначено не менее чем двумя флажками или щитками размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
Жесткая сцепка должна быть окрашена красными и белыми чередующими полосами шириной 240-260 мм.

1.5. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.

1.6. При буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве) должна быть включена аварийная сигнализация. При неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

1.7. Запрещающий знак «Движение с прицепом запрещено» действует и при буксировке механических транспортных средств.

1.8. Буксировка запрещается:

а) транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью). При этом  допускается буксировка методом частичной погрузки;

б) двух и более транспортных средств;

в) транспортных средств с недействующей тормозной системой (недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью), если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

г) в гололедицу на гибкой сцепке.

2. Действия водителей при буксировке.

Буксировка автомобилей должна сопровождаться следующими действиями:
а) запуском двигателя для целей нормальной работы тормозов и рулевого управления с гидроусилителем (для обеспечения стандартных усилий на органах управления);

б) перед буксировкой водителям нужно определиться о применении сигналов (световых, рукой);

в) начало движения должно быть плавным, без рывков;

г) при движении окно водителя буксируемого автомобиля приоткрыть во избежание запотевания стекол;

д) не допускать провисания гибкой сцепки (троса) во избежание рывков. Для этого нужно периодически притормаживать буксируемый автомобиль;

е) при прохождении поворотов выбирать по возможности более широкую траекторию движения для предотвращения подрезания буксируемым автомобилем движущихся рядом других автомобилей;

ж) спуски и подьемы проходить на одной скорости, с тем, чтобы не переключать скорость на подьеме.

3. Буксировка автомобилей на гибкой сцепке.

Осуществляется текстильными и стальными тросами различной конструкции.

3.1. В качестве троса могут применяться одноветьвевые текстильные стропы, изготавливаемые по руководящему документу РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Одноветьвевые текстильные стропы имеют ширину ленты от 30 мм и грузоподъемность от 0,5 до 18 тонн.

Согласно данного документа выпускаются следующие стропы, применяющиеся для буксировки автомобилей:

а) одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями (с двумя замкнутыми мягкими петлями на концах) – СТП;

 

 

 

б) строп ветвевой петлевой с одним металлическим звеном — строп петлевой, в одну из петель которого введено металлическое звено (СТ13);

 

 

 

в) строп ветвевой петлевой с двумя металлическими звеньями — строп петлевой, в обе петли которого введены металлические звенья (СТ23);

 

 

 

При использовании руководящего документа РД 24 — СЗК — 01 — 01 для целей применения стандартных строп в качестве гибких звеньев при буксировке автомобилей или изготовления буксировочных тросов необходимо иметь ввиду, что длина троса по Правилам дорожного движения должна быть в пределах от 4,0 до 6,0 метров и что буксировочный трос должен быть обозначен  не менее чем двумя флажками или щитками размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.

3.2. В качестве буксировочных тросов могут использоваться одноветвевые стальные канатные стропы, изготовляемые по Гост Р 58753 — 2019 «Стропы грузовые канатные для строительства.Технические условия».

В этом ГОСТе приводятся конструкция и размеры канатных строп, в том числе и одноветвевых, применяющихся для буксировки автомобилей.

Заделка концов каната производится одним из способов: опресовкой алюминиевой втулкой, опресовкой стальной втулкой и заплеткой с последующей обмоткой концов прядей проволокой.

Одноветьвевые канатные стропы по Гост Р 58753- 2019 также, как и текстильные, должны быть длиной 4-6 метров и иметь сигнальное обозначение по ПДД.

4. Буксировка автомобилей на жесткой сцепке.

4.1. Осуществляется устройствами в виде штанги или треугольника. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТ 25907 — 89 и включает в себя два вида устройств:

а) буксирные вилки или гнезда со шкворнем, расположенные в передней части автомобилей всех типов (кроме легковых и грузопассажирских, изготовленных на их базе) конструктивной полной массой до 50000 кг (а также в задней части тех автомобилей, которые не имеют тягово-сцепного устройства);

б) жесткий буксир типа «штанга» или «треугольник», применяемые в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем, имеющим сзади тяговый крюк по ГОСТ 2349 или тяговую вилку по СТ СЭВ 5165.

4.2. На автомобилях всех типов, кроме автомобилей высокой проходимости, на автозаводах устанавливаются одна или две буксирные вилки, а на автомобилях высокой проходимости обязательна установка двух буксирных вилок. Буксирные вилки должны быть расположены либо в вертикальной продольной плоскости симметрии автомобиля (одна вилка), либо симметрично относительно нее на расстоянии от 570 до 1150 мм между осями шкворней (две вилки), причем ось вилки (вилок) должна быть параллельна продольной оси автомобиля. Шкворень буксирной вилки должен иметь пружинный фиксатор.

4.3. В зависимости от количества буксирных вилок на автомобиле буксирные устройства выполняются в виде штанги или треугольника (штанга — буксирная вилка и треугольник — две буксирные вилки).

ГОСТ 25907 — 89 предусматривает 4 типоразмера буксирных устройств в зависимости от полной массы буксируемого автомобиля:

— типоразмер 1 соответствует полной массе буксируемого автомобиля до 3500 кг;

— типоразмер 2 соответствует полной массе буксируемого автомобиля свыше 3500 до 19000 кг;

— типоразмер 3 соответствует полной массе буксируемого автомобиля свыше 14500 до 35000 кг;

— типоразмер 4 соответствует полной массе буксируемого автомобиля свыше 30000 кг.

Длины буксиров от 1500 до 2200 мм, диаметр петли буксира для сцепки с фаркопом — 76,2 мм.

Буксир должен быть окрашен красными и белыми чередующими полосами шириной 240 — 260 мм.

Обновлено 22 апреля 2024 года.

 width=

Яндекс.Метрика