google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

Дизельные масла.

Дизельные моторные масла изготавливаются производителями на основании ГОСТов  8581-2021 и   12337-2020 и технических условий различных наименований. Технические условия на масла, не входящие в вышеуказанные ГОСТы, разрабатываются (заказываются) заводами-изготовителями и регистрируются в Росстандарте.

Для автомобилей с дизельными двигателями применяются зимние, летние и всесезонные моторные масла категорий В, Г и Д по ГОСТ 17479.1. 

Зимние и летние масла категории «В» (М-8В2 и М-10В2) применяются в старых моделях автомобилей  МАЗ и КРАЗ и тракторов с двигателями СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М.

1. Дизельные масла категорий Г и Д.

В таблице 1 приведены характеристики зимних и летних моторных масел категорий Г и Д (ГОСТ 8581-2021).

Таблица 1.

Марки масел Класс вязкости Значение вязкости Индекс вязкости Температура застывания Стабильность по индукционному периоду осадкообразования Соответствие
SAE API
М-8Г2 8 8,0±0,5 85 минус 25 выдерживает 35 ч SAE 20 СС
М-8Г2к 8 8,0±0,5 95 минус 30 выдерживает 35 ч SAE 20 СС
М-10Г2 10 11,0±0,5 85 минус 15 выдерживает 40 ч SAE 30 СС
М-10Г2к 10 11,0±0,5 95 минус 18 выдерживает 50 ч SAE 30 СС
М-8ДМ 8 8,0-8,5 102 минус 30 выдерживает 35 ч SAE 20 СД
М-10ДМ 10 Не менее 11,4 90 минус 18 выдерживает 60 ч SAE 30 СД

1.1. Область применения моторных масел (по таблице 1).

М-8Г2 – используется как зимнее масло для автотракторных дизелей без наддува и с наддувом.

М10Г2 – летнее масло для автотракторных дизелей. Применяются масла  в автомобилях  МАЗ, КРАЗ, МОАЗ, БЕЛАЗ с турбонаддувными дизелями ЯМЗ-238Е, -238Л, -238Н, -238Ф, ЯМЗ-240Н, -240П; автомобилях ГАЗ-3309, -3308, ЗИЛ-5301, ЗИЛ-4329, МАЗ-4370 с двигателями ММЗ Д-245.

М-8Г2к и  М10Г2к – зимнее и летнее масло для автотракторных дизелей без наддува. Отличается от масел М-8Г2 и М-10Г2 только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличивать сроки замены масла. Применяется в двигателях автомобилей КАМАЗ, УРАЛ без турбонаддува.

М-8ДМ и М-10ДМ – зимнее и летнее масло для автотракторных дизелей с наддувом.  Используются в большегрузных самосвалах карьерного типа, а также в тракторах промышленного назначения и большой мощности, экскаваторах, бульдозерах и другой тяжелой технике. Масла могут быть использованы и в дизельных двигателях без наддува (вместо М-8Г2к и  М10Г2к), что значительно увеличивает показатели пробега между заменами масла.

2. Масло М-14В2 по ГОСТ 12337-2020.

Для использования в летнее время. Наравне с судовыми двигателями это масло используется в двигателях большегрузных самосвалов, работающих в карьерах. Стабильно при высоких температурах, обладает хорошими моющими свойствами, малой испаряемостью и незначительными потерями на угар. Вязкость 13,9 мм2/с, температура застывания – минус 14°С, температура вспышки в открытом тигле не ниже 246 °С.

3. Дизельные моторные масла, изготавливаемые по техническим условиям.

Отдельные марки масел и номера технических условий приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Марка масла Номер техусловий Применение
ЛУКОЙЛ-Супер (SAE15W-40, API CF-4/SG) М-5з/14-Е ТУ 0253-075-00148636-99 с изм. 1- 6 Для современных автомобилей МАЗ
ЛУКОЙЛ-Авангард (SAE15W-40, API CG-4/SJ) М-5з/14-Е ТУ 0253-102-00148636-00 с изм. 1- 4 Для современных автомобилей МАЗ
ЛУКОИЛ-СУПЕР SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 API CF-4/SG СТО 00044434-001-2005 Для современных автомобилей КАМАЗ
Ютек Супер Дизель (U-tech Super Diesel) SAE 15W-40, API CF-4/SG ТУ 0253-036-48120848-2004 Для современных автомобилей КАМАЗ
М-10Г2У летнее, М-8Г2У зимнее ТУ 38.401-58-21-91 Предназначены для дизелей, в которых применяют масла М-8Г2к и М-10Г2к. Переход на масла марки Г2У  увеличивает срок замены масла.

4. Дизельные масла — вязкость и область применения.  

Дизельные масла производятся для последующего применения с учетом экологических классов дизельных автомобилей. Экологический класс автомобиля указывается в паспорте транспортного средства. В руководстве по эксплуатации автомобиля в карте смазки (химмотологической карте) приводятся марки моторных масел для их применения в двигателе конкретной марки автомобиля. Этими маслами и надо пользоваться при эксплуатации автомобилей.

В случае необходимости подбора другой марки масла рекомендуется выбор производить на основе рекомендуемых для конкретного автомобиля масел по классам вязкости, эксплуатационным свойствам с учетом возраста автомобиля.

4.1. Выбор моторного масла по вязкости.

При выборе нужно учитывать, что масла есть:

— только зимние (3з – 5W, 4з – 10W, 5з – 15W, 6з – 20W). Здесь первая цифра — класс по ГОСТ 17479.1, вторая цифра – класс по SAE;

— только летние (10 – SAE 30; 12 — SAE 30; 14 — SAE 40; 16 — SAE 40; 20 — SAE 50). Цифры 10, 12, 14, 16, 20 — класс по ГОСТ 17479.1;

— всесезонные: 3з/8 (SAE 5W-20); 5W-30; 5W-40; 5W-50; 4з/6 и 4з/8 (10W-20); 4з/10 (10W-30); 10W-40; 10W-50; 5з/10 и 5з/12 (15W-30); 5з/14 (15W-40); 15W-50; 6з/10 (20W-30); 6з/14 и 6з/16 (20W-40); 20W-50.

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, тем легче холодный пуск двигателя и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая за буквой W, тем больше вязкость (густота) масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

4.2. Выбор масел по области их применения.

При выборе моторного масла по эксплуатационным свойствам применяют (сравнивают) характеристики групп масел по ГОСТ 17479.1 и по системе API.

Ориентировочное соответствие областей применения дизельных моторных масел по ГОСТ 17479.1 и по системе API:

а) группа В2 по ГОСТ 17479.1 – группа CB по API (среднефорсированные дизели);

б) группа Г2 – группа СС (высокофорсированные дизели без наддува);

в) группа Д2 – группа СD (высокофорсированные дизели с наддувом);

г) группа Е2 – группа CF4 (высоконагруженные дизели с турбонаддувом).

Спецификация API предусматривает, кроме вышеуказанных, и более современные группы: CG-4, СН-4, CI-4 и CJ-4.

Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.).

Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и  CF-4.

Масла CI-4 могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.

Масла CH-4 могут использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.

Масла CG-4  могут заменять масла классов CD, CE, CF-4.

5. Классификация моторных масел Ассоциации автомобильных инженеров России (СТО ААИ).

Данная классификация определяет различные классы масел для бензиновых двигателей от Б1 до Б6, для дизельных от Д1 до Д5. Универсальные моторные масла имеют двойное обозначение, например, «Д3/Б3».

Д1 — Дизели грузовых автомобилей без наддува. Соответствуют группе Г2 по ГОСТ 17479.1 и СЕ по API.

Д2 — Дизели грузовых автомобилей с наддувом, дизели грузовых автомобилей без наддува, работающие в тяжелых условиях —  группа Д2 по ГОСТ 17479.1 и СД по API.

Д3 — Дизели грузовых автомобилей с наддувом, работающие в тяжелых условиях и имеющие повышенные экологические показатели – группа Е2 по ГОСТ 17479.1 и CF4 по API.

Д4 — Дизели грузовых автомобилей с наддувом, работающие в тяжелых условиях и отвечающие требованиям Евро-2 по выбросам токсичных компонентов.

Д5 — Дизели грузовых автомобилей с наддувом, работающие в тяжелых условиях и отвечающие требованиям Евро-3 по выбросам токсичных компонентов.

 width=

Яндекс.Метрика