google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

Эксплуатация аккумуляторов

Эксплуатация аккумуляторов, имеется ввиду стартерных автомобильных, предусматривает соблюдение определенных правил и рекомендаций, направленных на правильное обслуживание батарей в период их работы. Условия эксплуатации аккумуляторных батарей очень влияют на стабильность их работы и на срок службы.

1. Эксплуатация аккумуляторов в период постоянной работы автомобиля.

Обслуживание аккумуляторных батарей в процессе эксплуатации сводится к проверке и приведению в соответствие с нормами уровня и плотности электролита и параметров работы электрооборудования, а также соблюдению режима пуска двигателя, чистоты и надежности крепления электрических соединений батареи.

1.1. Плотность электролита в заряженной батарее должна соответствовать своему климатическому району со среднемесячной температурой воздуха в январе месяце по ГОСТ 16350 – 80:

а) в холодном районе (от -50 до -30°С) – зимой — 1,30 г/см3, летом 1,26 г/см3;

б) в холодном районе от -30 до -15°С – 1,28 г/см3 (круглогодично);

в) в умеренном районе от -15 до -8°С – 1,26 г/см3 (круглогодично);

г) в жарком сухом районе от -15 до +4°С – 1,25 г/см3 (круглогодично);

д) в теплом влажном районе от 0 до +4°С — 1,23 г/см3 (круглогодично).

1.2. Степень разряженности аккумулятора определяют по плотности электролита. 

Плотность электролита при наличии заливных отверстий измеряется автомобильными ареометрами различных марок. На практике принимают, что уменьшение плотности электролита по отношению к начальной плотности на 0,01 г/см3 соответствует разряду аккумулятора на 6%. Пример. Плотность полностью заряженной батареи составляет 1,27 г/см3, плотность разряженной на 25 % батареи составит 1,23 г/см3, плотность разряженной на 50 % батареи составит 1,19 г/см3. Батарея, разряженная более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ставится на заряд.

1.3. Заряд производится постоянным током (для обслуживаемых аккумуляторов), значение которого составляет 10% от емкости батареи (к примеру, для аккумулятора 6 СТ — 60 зарядный ток составляет 6 А, для аккумулятора 6СТ – 190 зарядный ток 19 А).

Зарядка ведется до наступления обильного газовыделения во всех аккумуляторах батареи (пробки должны быть вывернуты), при этом напряжение и плотность сохраняют постоянные величины в течении двух часов. Плотность электролита в полностью заряженных открытых батареях с вентиляционными отверстиями должна быть в диапазоне от 1,27 до 1,30 г/см3 при температуре 25 °С (в зависимости от климатической зоны). Напряжение полностью заряженной батареи при разомкнутой цепи (при снятых клеммах или включенном выключателе массы) должно быть не менее 12,6 В. Измеряется вольтметром, встроенном в нагрузочную вилку.

Для полной диагностики аккумулятора его проверяют под нагрузкой (время проверки не более 5 секунд) нагрузочной вилкой с включенным сопротивлением, т.е. с имитацией работы стартера. Пороговым значением является напряжение на выводах батареи в 9 вольт (ниже этого значения аккумулятор уже теряет работоспособность). 9 вольт соответствует разряду батареи на 50%, начиная от 10,2 вольт и выше – 100% заряженность батареи.

В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки будет отличаться от нормы, производится корректировка плотности электролита доливкой дистиллированной воды (если плотность выше нормы) или доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3 (в случае, если плотность ниже нормы).

1.4. Подзарядка аккумулятора без снятия клемм.

В инструкциях по эксплуатации аккумуляторов нет рекомендаций по этому вопросу. По отзывам автовладельцев такая подзарядка практикуется. Подзарядка ведется постоянным током малой величины (для легковых автомобилей 1-2 ампера). Применяется этот метод для: подзарядки аккумулятора, если у автомобиля небольшие пробеги и частый пуск двигателя (то есть аккумулятор не успевает подзаряжаться от генератора); подзарядки аккумулятора, если он не снят с автомобиля, а автомобиль длительное время не эксплуатируется (для восстановления потерь емкости от саморазряда).

1.5. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше пластин.

При необходимости в аккумулятор доливается только дистиллированная вода. В холодное время года, во избежание замерзания, вода заливается непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом (для справки: при плотности электролита в 1,26 г/см3 температура замерзания составляет минус 58°С, при плотности электролита в 1,20 г/см3 – минус 28°С, при плотности электролита в 1,10 г/см3 – минус 8°С). Для гарантии сохранности разряженную батарею хранят в теплом месте.

Электролит доливается только на замену в случае его утечки из батареи.

1.6. Если аккумулятор укомплектован индикатором плотности и уровня электролита, то для диагностики батареи можно руководствоваться показаниями, значения которых приведены ниже:

а) цвет зеленый — уровень и плотность электролита в норме (батарея заряжена);
б) цвет черный — низкая плотность электролита (батарею необходимо зарядить);

в) цвет белый — низкий уровень электролита (необходимо долить дистиллированную воду).

1.7. Параметры работы электрооборудования.

Встроенный в генератор регулятор напряжения должен выдавать в сеть напряжение 13,6 – 14,5 вольт. Оптимальным считается 14,2 В.

При напряжении выше 14,5 В происходит перезаряд батареи, при этом идет повышенный расход воды и в итоге уменьшается уровень электролита. Если перезаряд вовремя не устранен, то в верхней части аккумулятора (под крышкой) вследствие активного выкипания воды скапливаются водород и кислород. Если вентиляционные отверстия закупорены, батарею может разорвать. Перезаряд вызывает уплотнение губчатого свинца на отрицательных пластинах и как следствие, уменьшение активной поверхности и емкости аккумулятора.

Недозаряд батареи происходит при напряжении ниже 13,6 В и вызывает он сульфатацию пластин (образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца).  Сульфатация, кроме недозаряда, также возникает в результате длительного нахождения батарей в разряженном состоянии, снижения уровня электролита ниже верхнего края пластин и применения электролита более высокой плотности в сравнении с нормой для данного климатического района.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за натяжением ремня привода генератора. Недостаточное натяжение ремня во время работы двигателя приводит к недозаряду аккумулятора.

1.8. Режим пуска двигателя.

Перед запуском двигателя все потребители должны быть отключены. Пуск двигателя производится кратковременными включениями стартера по 5-10 секунд с паузами в одну минуту. Паузы необходимы для восстановления аккумулятора после глубокого разряда. Если после трех попыток двигатель не запустился, нужно проверить работоспособность системы топливоподачи и зажигания. Разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена в стационарных условиях.

Если включать стартер на более продолжительное время, то разряд батареи происходит с высокой интенсивностью, при этом идет сильное газовыделение и нагрев батареи. Увеличивается свободный объем под крышкой за счет опускания уровня электролита. Образование большого количества водорода и кислорода как около батареи (особенно в замкнутом отсеке), так и под ее крышкой, может привести к взрыву батареи.

2. Эксплуатация аккумуляторов при хранении автомобиля с аккумулятором и хранении снятых батарей.

Не допускается хранение аккумуляторных батарей в разряженном состоянии.

2.1. Перед постановкой автомобиля на хранение аккумулятор должен быть в заряженном состоянии.

Периодически (один раз в месяц) можно производить подзарядку аккумулятора малым током не снимая клемм. Если на месте стоянки нет электроэнергии или зарядного устройства, то подзарядку аккумулятора рекомендуется производить от генератора автомобиля (запустить двигатель и дать ему поработать на повышенных оборотах 10 – 20 минут). Гараж должен быть вентилируемым.

2.2.  При хранении батареи отдельно от автомобиля или со снятыми клеммами не реже 2 раз в месяц необходимо проверять степень заряженности и при необходимости подзаряжать её. 

Проверяется напряжение на полюсных выводах. При напряжении менее 12,6 В аккумулятор надо зарядить. Перед началом зарядки необходимо выкрутить заливные пробки (при их наличии). О зарядке обслуживаемых батарей написано выше, в пункте 1.3.

Зарядка необслуживаемых батарей производится с помощью автоматического зарядного устройства. Для необслуживаемых аккумуляторов основным показателем во время зарядки является напряжение (а не ток как в обслуживаемых батареях), величина которого в начале зарядки составляет 14,5 вольт. Поскольку плотность электролита в необслуживаемом аккумуляторе измерить невозможно, то критерием окончания заряда является падение зарядного тока до 0,2 А.

 width=

Яндекс.Метрика