ОСАГО и техосмотр.
1. Нормативные документы для ОСАГО и техосмотра.
1.1. Для ОСАГО — федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40 — ФЗ. ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности.
1.2. Для техосмотра — федеральный закон от 1 июля 2011 года N 170 — ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Суть ОСАГО и техосмотра.
2.1. При ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Владельцем транспортного средства в соответствии с законом об ОСАГО является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (по договору аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, по распоряжению соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.
При наступлении страхового случая за виновного в ДТП водителя ущерб пострадавшему водителю и третьим лицам возмещает страховая компания. Ремонт автомобиля виновника ДТП производится за его счет.
2.2 Основной целью проведения техосмотра автотранспорта является оценка его соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с законом об ОСАГО (N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
3. ОСАГО и техосмотр взаимосвязаны. По закону страховой полис не получишь, пока автомобиль не пройдет техосмотр и не будет представлена диагностическая карта в оригинале или в электронном виде.
3.1. Без прохождения техосмотра (то есть без диагностической карты) страховая компания может выдать страховой полис ОСАГО в следующих случаях:
а) для перегона транспортного средства после его покупки, наследования, принятия в дар и т. п. к месту его регистрации (пункт 3 статьи 10 закона об ОСАГО). Страховой полис оформляется на срок не более 20 дней;
б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства на срок не более 20 дней (пункт 3 статьи 10 закона об ОСАГО);
в) на легковые автомобили, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства со сроком службы менее 3-х лет.
Обоснование – по закону о техосмотре данным транспортным средствам не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска. Уточнение по легковым автомобилям – кроме используемых в качестве такси.
В статье техосмотр автомобилей приведены цели и принципы проведения технического осмотра в соответствии с законом о техническом осмотре транспортных средств, описаны основы системы техосмотра, приводится периодичность проведения техосмотра (ни одного раза в течение 3 лет по отдельным категориям транспорта, один раз в полгода, один раз в год и один раз в 2 года) и т.д.
3.2. В соответствии с законом о техосмотре (пункт 4 статьи 32) прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года. С точки зрения ОСАГО на эту категорию прицепов не требуется диагностическая карта. И в этом случае, т.е. при использовании частного легкового автомобиля с прицепом, не предусмотрено увеличение страхового тарифа в зависимости от возможности управления транспортным средством с прицепом к нему (коэффициент КПр =1).
Это положение не относится к прицепам (полуприцепам), принадлежащим физическим лицам и имеющим разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонн. Здесь требуется проведение техосмотра, получение диагностической карты и страхование своей ответственности по закону ОСАГО в виде применения увеличенного коэффициента КПр при расчете страховой премии и отметки в страховом полисе о том, что автомобиль используется с прицепом.
Значения коэффициентов КПр в этом случае:
а) 1,40 – для прицепов к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепов, прицепов – роспусков;
б) 1,25 – для прицепов к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепов, прицепов – роспусков.
4. ОСАГО и техосмотр в электронном виде.
4.1. Информация о техническом осмотре автотранспортных средств хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО).
Операторы технического осмотра обязаны передавать в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра следующие сведения, необходимые для ее ведения:
а) марку и модель транспортного средства, в отношении которого проведен технический осмотр, год его выпуска, идентификационный номер, номер кузова, номер рамы, номер кабины;
б) диагностическую карту в форме электронного документа;
в) другие данные в соответствии с законом о техосмотре.
4.2. Единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО и автоматизированная информационная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) взаимодействуют между собой, а также органами МВД РФ, по системе межведомственного электронного обмена информацией.
4.3. Страховые полисы ОСАГО могут быть оформлены в виде электронного документа в следующем порядке:
а) страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официальных сайтов страховых компаний или сайта российского союза автостраховщиков (РСА);
б) заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме подписывается простой электронной подписью страхователя — физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя — юридического лица в соответствии с требованиями федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
в) после уплаты страхователем страховой премии страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», направляется страхователю по указанному им адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО, предусмотренном указанием Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190 — У.
г) при использовании автомобиля необходимо иметь в нем распечатанный с электронной почты электронный полис ОСАГО. ГИБДД проверку электронного полиса осуществляют на своем ресурсе или на сайте РСЯ.