Надзор за безопасностью движения.
Надзор за безопасностью движения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нижеприведенными нормативными документами:
— постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства…»
— приказа МВД России от 2 мая 2023 года № 264 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения».
1. Надзор на дорогах.
1.1. Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 мая 2023 года № 264 предусматривает, что надзор осуществляется за лицами, принимающими непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
1.2. Надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
— наблюдения за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
— проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествии и снижению тяжести их последствий;
— предупреждения, выявления и пресечения нарушения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
— применения в соответствии с законодательством мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
2. Надзор в области эксплуатации автотранспорта и автомобильных дорог.
Осуществляется в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года № 1101.
2.1. Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются:
— Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы;
— Министерство обороны Российской Федерации;
— Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
2.2. Объектами и предметами федерального надзора Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения являются деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций:
— по соблюдению установленных правил перевозки опасных грузов;
— по содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;
— по проведению строительных работ на дорогах за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора;
— по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;
— по соблюдению конструкции и технического состояния находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
— по соблюдению операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств;
— по соблюдению специализированными организациями обязательных требований по государственной регистрации транспортных средств;
— по соблюдению обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств;
— по соблюдению изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техническими регламентами.
3. Категории риска в постановлении Правительства РФ от 30.06.2021 года № 1101.
3.1. Федеральный надзор за безопасностью движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
3.2. Надзор за безопасностью движения осуществляется ГИБДД с применением риск — ориентированного подхода.
Субъекты надзора (юридические лица и индивидуальные предприниматели) подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) значительный риск;
г) средний риск;
д) умеренный риск;
е) низкий риск.
3.3. Категории риска при эксплуатации и ремонте транспортных средств.
К категории высокого риска при эксплуатации транспортных средств относится деятельность по перевозкам групп детей автобусами или перевозкам опасных грузов.
К категории значительного риска — перевозки пассажиров автобусами.
К категории среднего риска — перевозки легковыми такси.
К категории умеренного риска — при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств категорий M2, M3, N2, N3.
Справка.
Категория M2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
К категории низкого риска — при выполнении работ, предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств (за исключением вышеуказанных пунктов).
3.4. Категории риска при эксплуатации дорог.
К категории значительного риска относятся субъекты надзора при осуществлении ими деятельности по эксплуатации автомобильных дорог, отнесенных к классам «автомагистраль», «скоростная автомобильная дорога», категориям I-А, I-Б, I-В, «магистральная дорога», «магистральная улица общегородского значения», и (или) дорожных сооружений на них, а равно при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов, отнесенных к категориям I и (или) II.
К категории среднего риска — при эксплуатации автомобильных дорог, отнесенных к категориям II, магистральных улиц районного значения и (или) дорожных сооружений на них, а равно при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к категории III.
К категории умеренного риска — при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог, отнесенных к категории III, и (или) дорожных сооружений на них, а равно при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов, кроме переездов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к категориям I – III.
К категории низкого риска — при осуществлении деятельности по эксплуатации автомобильных дорог, в том числе в границах железнодорожных переездов, не показанных в пунктах выше.
4. Надзор за безопасностью движения подразделениями ГИБДД в виде плановых и внеплановых проверок.
4.1. В зависимости от категории риска плановые проверки осуществляются со следующей периодичностью:
— для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
— для категории высокого риска — один раз в 3 года;
— для категории значительного риска — один раз в 4 года;
— для категории среднего риска — не чаще одного раза в 5 лет;
— для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 6 лет;
— для категории низкого риска — плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность субъекта проверки считается отнесенной к категории низкого риска.
4.2. Результат надзора за безопасностью движения в виде плановых проверок.
По результатам плановой проверки ГИБДД выносит следующие решения:
а) возбуждает дела об административном правонарушении;
б) выдает требование о прекращении противоправных действий;
в) выдает предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при эксплуатации и ремонте транспортных средств;
г) вручает акт проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта транспортной деятельности;
д) направляет не относящуюся к ГИБДД информацию о нарушениях транспортной деятельности органам государственного контроля (надзора) и органам муниципального контроля в соответствии с их компетенцией.