Предрейсовый технический контроль транспортных средств
проводится в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г. № 141 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств”.
Аннотация к данному приказу.
1. К транспортным средствам по этому приказу относятся устройства на колесном ходу категорий M, N, О, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них.
1.1. Категория M — транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
1.2. Категория N — транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.
1.3. Категория O — прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий M и N, в том числе:
Категория O1 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых
не более 0,75 т.
Категория O2 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых
свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория O3 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
Категория O4 — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.
2. Профессиональные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств приведены в статье выпуск автотранспорта на линию.
3. Профессиональные требования к контролеру технического состояния городского наземного электрического транспорта приведены в приказе Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года N 287.
4. Описание пунктов технического контроля, на которых проводится предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, приведено в этой статье.
5. Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) за неисполнение законодательства о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрены следующие штрафы:
5.1. Статья 12.31.1 часть 3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Наказание — штраф на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пять тысяч рублей; на юридических лиц — тридцать тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели ответственность несут как юридические лица.
5.2. Статья 12.31 часть 2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения.
Наказание — административный штраф на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели ответственность несут как юридические лица.
Для водителей ТС — таблица штрафов за нарушения ПДД.
6. Далее приводится Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса РФ от 6 апреля 2017 года № 141.
Предрейсовый технический контроль транспортных средств — порядок организации и проведения
6.1. Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния (далее — предрейсовый контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.
6.2. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — субъекты транспортной деятельности).
6.3. Предрейсовый технический контроль транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.
6.4. Предрейсовый технический контроль транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287.
6.5. При проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (далее — технический регламент), постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
6.6. При проведении предрейсового технического контроля транспортных средств должны быть проверены:
а) исправность:
— тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
— рулевого управления;
— стеклоомывателей;
— колес и шин (кроме трамвая);
— звукового сигнала;
— тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
— аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
б) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
— замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
— устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
— устройств обогрева и обдува стекол;
— тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
— держателя запасного колеса (кроме трамвая);
— фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
в) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
— индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности,
влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе);
— стекол и обзорности с места водителя;
— зеркал заднего вида и их креплений;
— заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
— ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
г) работоспособность в установленном режиме:
— стеклоочистителей;
— внешних световых приборов и световозвращателей;
д) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
е) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений;
з) дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта:
— состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая);
— соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям;
— исправность:
токоприемников;
тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи;
контрольно-измерительных приборов электрического оборудования.
7. При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств контролер должен проверить состояние и исправность других систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям приложений № 6 и № 8 к техническому регламенту.
8. В случае, если при предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в соответствии с пунктом 16.1 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года № 152, ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения.
9. В целях оценки работоспособности, исправности и состояния узлов, агрегатов, механизмов и систем транспортного средства, проверка которых была осуществлена без использования средств технического диагностирования, субъект транспортной деятельности вправе организовать диагностику технического состояния данных узлов, агрегатов, механизмов и систем с использованием необходимого оборудования, средств измерений и инструментов. Средства измерений, используемые для предрейсового контроля, должны быть метрологически поверены.
10. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового технического контроля и подписи контролера не допускается.
11. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового технического контроля транспортных средств.
Журнал регистрации результатов предрейсового технического контроля транспортных средств должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный знак транспортного средства;
3) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего предрейсовый контроль;
5) дата, время проведения предрейсового контроля;
6) показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля;
7) отметка о прохождении предрейсового контроля;
8) подпись водителя транспортного средства;
9) подпись контролера, проводившего предрейсовый контроль.
В журнале регистрации результатов предрейсового технического контроля транспортных средств допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.