Предрейсовый технический контроль — это операция по проверке технического состояния автотранспортного средства перед выездом на линию.
Предрейсовый технический контроль транспортных средств проводится в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 года № 9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”.
Далее приводится порядок проведения контроля в соответствии с данным приказом.
1. Предрейсовый технический контроль транспортных средств — порядок организации и проведения.
1.1. Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.
1.2. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по договорам, а также осуществляющих перемещение лиц и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями). Далее юридические лица и индивидуальные предприниматели — субъекты транспортной деятельности.
1.3. Предрейсовый технический контроль транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки (парковки).
1.4. При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.
1.5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния осуществляется контролерами технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролерами технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, находящимися в штате субъектов транспортной деятельности или привлекаемыми со стороны. Контроль также могут осуществлять и другие лица (механики, инженеры и т.д.).
Контролеры и другие лица должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к контролерам технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта и контролерам технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта. Профессиональные и квалификационные требования для этих специальностей приведены в приказе Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 года № 282.
1.6. При проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (далее — технический регламент) и постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения».
2. Перечень операций при проверке исправности транспорта.
2.1. При проведении предрейсового технического контроля транспортных средств должны быть проверены:
а) исправность:
— тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
— рулевого управления;
— стеклоомывателей;
— колес и шин (кроме трамвая);
— звукового сигнала;
— тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
— аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации).
б) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
— замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
— устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
— устройств обогрева и обдува стекол;
— тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
— держателя запасного колеса (кроме трамвая);
— фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии).
в) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
— индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности,
влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе);
— стекол и обзорности с места водителя;
— зеркал заднего вида и их креплений;
— заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
— ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность.
г) работоспособность в установленном режиме:
— стеклоочистителей;
— внешних световых приборов и световозвращателей.
д) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
е) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);
з) отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб;
и) дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта:
— состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая);
— соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям;
— исправность токоприемников, тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторных батарей, контрольно-измерительных приборов электрического оборудования.
2.2. При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств,
а также при проведении контроля в отношении троллейбусов дополнительно должны быть проверены работоспособность, состояние и исправность систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям, установленным пунктами 14-27 приложения N 8 к Техническому регламенту.
3. Оформление контроля технического состояния транспортных средств.
3.1. В случае, если при контроле технического состояния транспортных средств не выявлены несоответствия требованиям, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 16 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 года № 368 контролером ставится отметка «выпуск на линию разрешен», которая заверяется его подписью с указанием фамилии и инициалов.
3.2. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового технического контроля транспортных средств.
Приказом Минтранса РФ № 9 от 15 января 2021 года для этой цели предусмотрен журнал регистрации результатов предрейсового технического контроля транспортных средств, который должен содержать следующие реквизиты:
а) наименование марки, модели транспортного средства;
б) государственный регистрационный знак транспортного средства;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль;
г) дата, время проведения контроля;
д) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
е) отметка о прохождении контроля (пройден или не пройден);
ж) подпись лица, проводившего контроль.
В журнале регистрации результатов предрейсового технического контроля транспортных средств допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.