Контроль слепых зон.
Слепая зона при движении автомобилей – это потеря видимости водителем автомобиля других автомобилей, находящихся спереди, сзади и на соседних полосах движения.
1. Контроль слепых зон перед автомобилем.
Это случай движения грузовых автомобилей большой грузоподъемности. Ситуация следующая. Грузовые автомобили вместе с легковыми находятся в пробке. Движение в несколько рядов. Автомобили стоят. Водитель легкового автомобиля малого класса перестраивается в соседний левый ряд и хочет занять место перед крупногабаритным грузовым автомобилем. Из – за малого расстояния между автомобилями перестроение до конца не удается завершить. И легковой автомобиль оказывается перед фурой спереди сбоку. Из кабины высокого грузовика этот легковой автомобиль может быть и не виден. При возобновлении движения грузовик бьет своей передней частью (углом кабины, крылом или бампером) в заднюю часть легкового автомобиля.
ДТП и более обширная и долгая пробка.
Водителю грузовика более внимательно надо следить за слепой зоной, находящейся с правой части перед его автомобилем. Водителю легкового автомобиля надо раccчитывать маневр так, чтобы его автомобиль полностью влез в занимаемый ряд. Если не получается, то надо оставаться в своем ряду.
2. Контроль слепых зон по бокам движущегося автомобиля.
2.1. Пример 1. Движение в одну сторону в несколько рядов.
Действия водителя, который едет в среднем ряду и хочет занять соседний правый (левый) ряд. Включается указатель поворота, водитель смотрит в боковое зеркало и при отсутствии в зеркале транспортных средств начинает движение в сторону правого ряда. Если в слепой зоне движется другой автомобиль, то происходит или столкновение, или после резкого звукового сигнала находящегося на своей полосе автомобиля возврат в свой ряд.
Слепая зона у пытающегося перестроиться автомобиля находится в районе его задней правой двери. Находящийся там автомобиль попросту не виден в зеркало заднего вида. Такие ситуации настолько часто происходят, что наверное следует напомнить ряд обязательных к исполнению положений Правил дорожного движения, направленных на недопущение дорожно транспортных происшествий.
Первое, соблюдать правило о подаче светового сигнала указателем поворотов (пункт 8.1. ПДД).
Второе, в соответствии с пунктом 8.2. ПДД, подача сигнала указателями поворота должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
Третье, в соответствии с пунктом 8.4. ПДД при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. Так что включенный указатель поворота при перестроении не дает преимущества и надеяться на то, что водитель в соседнем ряду притормозит и пропустит перестраивающего водителя, не следует.
Правила выезда с остановки маршрутного транспортного средства (автобуса, троллейбуса) приведены здесь.
Четвертое. О принятии мер предосторожности. Перед перестроением стандартного автомобиля в соседний ряд одним из способов убедиться в отсутствии автомобиля в слепой зоне является наклон туловища вперед — вправо или вперед – влево. Но это надо делать быстро, иначе можно ослабить надзор за дорогой перед автомобилем.
2.2. Для контроля слепых зон рекомендуется использовать дополнительные зеркала со сферическим элементом и поворотным шарнирным механизмом.
Устанавливаются такие зеркала поверх основных боковых зеркал. Крепятся эти зеркала к основным с помощью зажимов и двусторонней клейкой ленты. Размер зеркала 115 х 80 х 50 мм, цвет черный. В комплекте 2 зеркала. Устанавливаются на основные боковые зеркала легковых, грузовых автомобилей и автобусов.
Кроме описанных выше зеркал, применяются также и регулируемые круглые небольшие зеркала (55 мм в диаметре), устанавливаемые на отражающую поверхность основных боковых зеркал с помощью двустороннего скотча.
Дополнительные зеркала продаются на Алиэкспресс и других интернет – магазинах.
2.3. Для контроля слепых зон, кроме зеркал, применяются электронные датчики, размещаемые в нижней части заднего бампера с каждой стороны.
Датчики следят за боковыми зонами автомобиля. При появлении потенциальной опасности загорается светодиод на боковом зеркале или на передней стойке внутри салона автомобиля. Если автомобиль начинает маневрирование, светодиод начинает моргать, и дополнительно внутри салона раздается звуковой сигнал. Эти системы или встроенные в заводских условиях, или встроенные в автосервисах.
2.4. Пример 2. Загородная дорога по одной полосе движения в каждую сторону.
Едущий по своей полосе автомобиль (первый) начинает обгон. В зеркале заднего вида автомобилей сзади нет. На основных боковых зеркалах дополнительные зеркала для контроля слепых зон не установлены. Но второй автомобиль уже догнал первый, начал обгон и уже находится на уровне задней двери обгоняемого автомобиля. Водитель первого автомобиля его не видит, так как он находится в слепой зоне. В итоге или возврат первого автомобиля после сигнала второго в свой ряд, или столкновение, или второй автомобиль может во избежание столкновения уйти влево за пределы полосы встречного движения. И это все на высоких скоростях.
Правила дорожного движения в данном случае позволяют применять второму автомобилю, начавшему обгон первым, подавать звуковой сигнал, а также применять световой сигнал в виде переключения света фар с ближнего на дальний.
Про действия водителей при обгоне – в этой статье.
3. Контроль слепых зон сзади автомобиля.
3.1. Согласно пункта 8.12. ПДД, движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение назад является маневром особой опасности. Сзади автомобиля перед его движением назад могут оказаться другие автомобили, дети, животные. И могут появляться они там даже после того, как водитель убедился в безопасности движения назад (пока после обхода садился за руль).
3.2. Для контроля за слепой зоной сзади автомобиля применяют парктроники – системы датчиков с электронной системой оповещения, которые предупреждают водителя об опасности столкновения звуковым сигналом или выводом на дисплей обзора сзади автомобиля.
Парктроники либо устанавливаются в заводских условиях при производстве новых автомобилей, либо устанавливаются в автосервисах на автомобили, не имеющих штатных парктроников. Работать парктроник начинает в момент включения задней передачи от электрической цепи включения фонарей заднего хода.