Стажировка водителей.

1. Нормативные акты, служащие основанием для проведения стажировки водителей транспортных средств:

1.1. Статья 225 Трудового кодекса РФ «Обучение в области охраны труда» и статья 328 ТК РФ «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств».

1.2. Приказ Министерства транспорта РФ № 59 от 11 марта 2016 года «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

1.3. Приказ Министерства транспорта РФ № 7 от 15 января 2014 года «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

1.4. ГОСТ 12.0.004 — 2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

1.5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

2. Виды транспортных средств, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и водители которых должны проходить стажировку.

2.1. Легковые автомобили категории М1 (для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения)

2.2. Автобусы категории М2 (более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн).

2.3. 2.2. Автобусы категории М3 (более восьми мест для сидения, максимальная масса которых более 5 тонн).

2.4. Троллейбусы и трамваи (категория М3).

2.5. Грузовые автомобили категории N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

2.6. Грузовые автомобили категории N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

2.7. Грузовые автомобили категории N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу более 12 тонн.

3. Положения нормативных актов о лицах, которым работодатель обязан проводить стажировку для обеспечения профессиональных требований при эксплуатации транспортных средств.

3.1. Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств для работы по найму после окончания автошкол, учебных комбинатов и курсов.

3.2. Водители, ранее работавшие по профессии, но имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года.

3.3. Водители, переводимые при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011  

«О безопасности колесных транспортных средств» тип транспортного средства – это транспортные средства с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

3.4. Водители субъектов транспортной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при переводе их на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

4. Организация стажировки водителей.

4.1. Продолжительность стажировки водителей определяет субъект транспортной деятельности.

4.2. Стажировка водителей включает инструктаж и практическое вождение и проводится под руководством водителя – наставника.

4.3. Инструктаж (теоретическая часть с элементами показа практических действий) проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций при обслуживании и управлении конкретным транспортным средством при перевозке грузов или пассажиров, а также по функционированию специального оборудования, установленного на данном транспортном средстве.

4.4. Практическое вождение проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Квалификационные требования к водителям транспортных средств приведены в приказе Минтранса РФ № 287 от 28 сентября 2015 года.

4.5. Для водителей маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы и трамваи) практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

5. Водитель – наставник.

5.1. Водитель – наставник для проведения стажировки может быть назначен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем из числа имеющихся в штате водителей или, если своего наставника нет, то может быть приглашен со стороны (по срочному трудовому договору или по внешнему совместительству).

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

в) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе маршрутных транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) не менее пяти лет.

6. Документальное сопровождение стажировки водителей.

6.1. Субъект транспортной деятельности должен разработать программу стажировки, отражающей ее продолжительность по времени и действиям стажера и наставника в разрезе этапов стажировки внутри субъекта транспортной деятельности и на линии.

Здесь приводится образец программы стажировки водителей.

6.2. На каждую стажировку оформляется стажировочный лист за подписью водителя – наставника и ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Стажировочный лист по приказу Минтраса Рф № 59 от 11 марта 2016 года должен содержать следующие (обязательные) сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Формы стажировочных листов – в этой статье.

Материалы о проведенных стажировках водителей (стажировочные листы) хранятся у работодателя не менее 5 лет.

6.3. Стажировка водителей на завершающем этапе оформляется допуском к работе стажеров к управлению тем или иным транспортным средством. Допуск к работе оформляется или приказом по юридическому лицу, или распоряжением по транспортному цеху или распоряжением индивидуального предпринимателя.

7. При стажировке водителей может использоваться носящее рекомендательный характер Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (РД – 200 – РСФСР – 12 – 0071 – 86 – 12).

Ссылка на данный документ.

Рекомендательный характер в данном случае это если применяемые нормы руководящего документа не противоречат официально действующим нормативным документам (раздел 1 данной статьи).

 width=

Яндекс.Метрика