Автоэкспертиза

– это специальное исследование транспортных средств на предмет их технического состояния, стоимости ремонта, остаточной стоимости для различных целей, а также определения обстоятельств совершения дорожно – транспортных происшествий.

Автоэкспертизы подразделяются на независимые, судебные и ведомственные.

Независимая автоэкспертиза применяется в гражданских правоотношениях и не связана с судопроизводством,. В то же время независимая автоэкспертиза может являться основанием для вынесения решений судов в делах при использовании автотранспорта.

Судебная автоэкспертиза назначается по определению суда.

Ведомственная автоэкспертиза проводится страховыми компаниями.

1. Независимая автоэкспертиза.

Независимая автоэкспертиза проводится автоэкспертными службами, не представляющими интересы заказчиков и ответчиков по гражданским делам.

Экспертиза может проводиться как государственными, так и частными экспертами.

К государственным организациям относятся экспертно – криминалистические управления МВД РФ (ЭКУ МВД)  и научно-исследовательские лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ (НИЛСЭ). Организации при возможности принимают заявки частных лиц на различные виды автоэкспертиз.

Частные автоэкспертизы проводятся как автоэкспертами – индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами, имеющими в своем штате должности автоэкспертов.

Независимая техническая экспертиза автотранспорта после ДТП проводится по правилам Госбанка РФ.

Процесс экспертизы автомобиля после ДТП описан в этой статье.

2. Наименования автоэкспертиз.

2.1. Общая автоэкспертиза перед покупкой автомобиля.

2.2. Автоэкспертиза для целей оценки ущерба автомобиля после ДТП.

2.3. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

2.4. Автоэкспертиза для целей определения остаточной стоимости автомобиля.

2.5. Автоэкспертиза отдельных агрегатов автомобиля.

2.6. Автоэкспертиза идентификационных номеров автомобиля и его соответствия паспортным данным.

2.7. Определение ущерба автомобиля по вине третьих лиц.

2.8. Определение утраты товарной стоимости автомобиля.

Содержание автоэкспертиз приводится в следующих разделах статьи.

3. Общая автоэкспертиза перед покупкой автомобиля.

Автоэкспертиза перед покупкой автомобиля на вторичном рынке может проводится по инициативе покупателя, но при согласии владельца автомобиля. Почему на экспертизу должен согласиться владелец автомобиля? Ответ – во избежание претензий со стороны покупателя после приобретения им автомобиля.

Общая автоэкспертиза перед покупкой автомобиля включает в себя следующие операции:

3.1.  Проверку соответствия выбитого на кузове его идентификационного номера с данными паспорта транспортного средства. Также проверяется соответствие номера двигателя с данными ПТС.

3.2. Осмотр чистого кузова на предмет:

а)  нарушений геометрии кузова (визульно, замерами и вплоть до проверки на стенде);

б) наличия подкраски автомобиля в различных его частях;

в)  наличия коррозии на днище кузова, под капотом и в багажнике, на колесных арках, дверях и сварочных стыках, стыках крыши с передними и задними стойками кузова;

г) ровности сварочных стыков;

д) эффективности закрывания дверей, капота и крышки багажника;

ж) сохранности опорных точек под домкрат.

3.3. Осмотр салона автомобиля изнутри. Проверяется состояние сидений, стеклоподъемников, подрулевых переключателей, отопителя, кондиционера, состояние обшивки дверей и кузова, состояние кузова под ковриками и т.д.

3.4. Проверка состояния двигателя.

Запуск двигателя должен быть с пол — оборота. Двигатель должен быть сухим и чистым, не иметь подтеканий масла и охлаждающей жидкости. Масло на щупе должно быть без частиц тосола и мелких частиц металла с изношенных подшипников коленвала и распредвала. Под маслозаливной горловиной в клапанной крышке не должно быть ржавчины и маслянистых отложений (указывает на перегрев двигателя, несвоевременную замену масла и неправильный подбор марки моторного масла). Об износе двигателя свидетельствует дымный выхлоп из глушителя, а также общий повышенный шум при его работе. Обороты двигателя на холостом ходу не должны плавать.

3.5. Проверку состояния шин  определяют визуально (остаточная глубина рисунка протектора у легковых автомобилей 1,6 мм), по индикаторам износа и дате изготовления. Диски колес проверяют на вмятины и трещины. Проверяют крепление колес (должны присутствовать все штатные  болты или гайки) и не должно быть овальных отверстий.

3.6. Проверку рулевого управления и подвески.

Люфт рулевого колеса не должен превышать 10 градусов (для легковых автомобилей). Работоспособность амортизаторов проверяют сильным нажатием на крылья – должно быть сопротивление и не должно быть раскачки. Чехлы шарниров должны быть целыми.

3.7. Проверку автомобиля в движении:

а) проверяется переключение передач;

б) при выжатом сцеплении не должно быть слышна работа выжимного подшипника;

в) при движении по ровному участку при отпускании руля машину не должно уводить в сторону (свидетельствует о нарушении геометрии кузова или деталей подвески);

г) со стороны подвески не должно быть стуков. Наличие стуков указывает на износ шаровых опор подвески, втулок нижних и верхних рычагов подвески, стабилизаторов и амортизаторов;

д) не должно быть щелчков и стуков в шарнирах равных угловых скоростей при поворотах;

ж) рулевое колесо при движении не должно вибрировать;

з) при проверке рабочих тормозов на ходу при скорости 40 км/ч автомобиль не должен ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 метра.

4. Автоэкспертиза после ДТП.

Три этапа при проведении этой экспертизы.

Первый этап. Поврежденный в ДТП автомобиль осматривается экспертом с фото и видео фиксацией полученных повреждений.

Второй этап. Составляется акт осмотра поврежденного автомобиля. В акт включаются:

а) учетные данные автомобиля по ПТС;

б) перечень, характер и объем повреждений;

в)  номер справки ГИБДД о ДТП (европротокол);

г) реквизиты страховщиков и номера страховых полисов участников ДТП.

Третий этап. Эксперт на основании акта осмотра транспортного средства, единых справочников о средней стоимости запасных частей, средней стоимости нормо-часа работ и средней стоимости материалов составляет калькуляцию затрат на восстановительный ремонт автомобиля.

5. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

Автоэкспертиза устанавливает:

5.1. Скорость движения участвующих в ДТП транспортных средств.

5.2. Величину остановочного пути транспортных средств и время на его преодоление.

5.3. Взаимное положение транспортных средств на месте ДТП, в том числе до столкновения.

5.4. Соответствие действий водителей требованиям Правил дорожного движения.

6. Автоэкспертиза для целей определения остаточной стоимости автомобиля.

Цели экспертизы:

6.1. Представление рыночной остаточной (оценочной) стоимости автомобиля для суда (урегулирование дел после ДТП, порча автомобилей от действий третьих лиц, при разводе).

6.2. Взнос стоимостью автомобилей в уставной капитал компании (стоимость автомобиля не должна быть выше рыночной цены).

6.3. Оформление кредита под залог транспортных средств.

6.4. Необходимость переоценки основных средств организации для оптимизации налогообложения.

6.5. Предоставление данных об остаточной стоимости автомобиля (автомобилей) нотариусу для оформления наследства.

7. Автоэкспертиза отдельных агрегатов автомобиля.

Проводится в целях:

а) установления причинно – следственных связей между исправностью узла (агрегата) автомобиля и произошедшим ДТП;

б) Определения качества ремонта вышедших из строя узлов и агрегатов автомобиля;

в) определения причин выхода из строя узла, агрегата в период гарантии.

Испытуемый узел, агрегат демонтируется с автомобиля и разбирается в условиях сертифицированного ремонтного предприятия.

Разборку – сборку узла, агрегата проводит персонал ремпредприятия в присутствии эксперта. Эксперт осуществляет видеосъемку неисправностей и производимых работ, затем составляет акт технического состояния узла, агрегата. Акт подписывается экспертом и представителем ремпредприятия.

На основании акта и видеоматериалов эксперт выдает экспертное заключение.

8. Автоэкспертиза идентификационных номеров автомобиля.

Проводится при:

а) выявлении сотрудниками ГИБДД факта самовольного исправления и (или) уничтожения VIN — номера транспортного средства;

б) при естественном износе VIN – номера (коррозия, повреждение при ДТП);

в) проверке транспортного средства по заявлению покупателя перед покупкой автомобиля.

9. Автоэкспертиза для определения ущерба автомобиля по вине третьих лиц.

Проводится по схеме, применяемой  для автоэкспертизы оценки ущерба автомобиля после ДТП.

Третьи лица: владельцы автостоянок (территория, шлагбаум), управляющие компании (падение снега или какой либо конструкции с дома на автомобиль), лица, повредившие автомобиль из хулиганских побуждений,  местные органы власти (падение деревьев на автомобиль) и т.д.

10. Определение утраты товарной стоимости автомобиля.

Утрата товарной стоимости автомобиля – это разница в ценах не получившего по разным причинам повреждений автомобиля и автомобиля той марки и возраста, восстановленного и покрашенного после ДТП или других причин получения повреждений.

Экспертиза для определения утраты товарной стоимости в денежном исчислении проводится для легковых автомобилей не старше 5 лет (такси не старше 2,5 лет), грузовых автомобилей и автобусов возрастом не старше 3 лет, маршрутных автобусов до 1 года. Утрата товарной стоимости не определяется, если уже менялся кузов или автомобиль ранее подвергался ремонту элементам кузова с покраской после ДТП.

Экспертом оформляется расчет утраты товарной стоимости автомобиля на основании документов на автомобиль, справки ГИБДД (извещения о ДТП), акта осмотра транспортного средства, заказ наряда на ремонт и т.д.

11. Автоэкспертизы выполняются на основании следующих нормативных документов:

11.1. Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки – Минюст РФ, 2018 год.

11.2. Положения Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.»

11.3. Положения Банка России от 19 сентября 2014 года N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.»

 width=

Яндекс.Метрика