google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

Тахографы на транспортных средствах.

Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности (определение из закона о безопасности дорожного движения).

Приказом Министерства транспорта России от 28 октября 2020 года № 440 утверждены требования к тахографам, установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых и не оснащаемых тахографами, приведены правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

1. Составные части тахографа на транспортных средствах.

Тахограф на транспортном средстве состоит из  бортового устройства, карт тахографа, датчика движения, антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS и  комплекта монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

В тахографе применяются следующие типы карт: карта водителя, карта контролера, карта мастерской и карта предприятия.

2. Бортовое устройство тахографа.

Бортовое устройство тахографа должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него:

а) устройство обработки данных;

б) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;

в) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее – блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее аутентификацию водителя, регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (защищенный архив блока СКЗИ тахографа), хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи,  измерение параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;

г) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;

д) два устройства ввода карт (считывающие устройства);

е) средство отображения информации (дисплей);

и) печатающее устройство;

ж) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных, для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;

з) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).

3. Режимы работы тахографа.

Тахограф, прошедший процедуру активизации, должен функционировать в следующих режимах:

а) «рабочий» – режим регистрации информации тахографом, активируется картой водителя;

б) «контроль» – режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;

в) «корректировка установочных данных» – режим внесения изменений в установочные данные тахографа, активируется картой мастерской;

г) «предприятие» – режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

4. Оснащение тахографами транспортных средств.

Оснащению тахографами в соответствии с приказом Минтранса России от 28.10.2020 года № 440 (приложение 2) подлежат следующие виды и категории транспортных средств:

а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;

б) транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

г) транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения.»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 539 установлено, что оснащение тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, перенесено на срок до 1 марта 2025 года.

5. Виды транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами.

Не подлежат оснащению тахографами следующие виды транспортных средств (приложение 2 приказа 440), эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

а) транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 года), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;

б) автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;

в) транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;

г) транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

д) транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;

е) транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

ж) транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

з) транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

и) учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;

к) транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Для справки. Категории транспортных средств в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств — ТР ТС 018/2011»:

— категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;

— категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;

— категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;

— категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

6. Правила использования тахографов на транспортных средствах.

6.1. В соответствии с приказом Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440  использование тахографов должно осуществляться:

а) водителями – в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;

б) владельцами транспортных средств – в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;

в) контрольными органами – в целях контроля работы тахографов и контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;

г) ФБУ «Росавтотранс» – в целях обеспечения использования тахографов (на автомобиле должен устанавливаться, активизироваться и использоваться один тахограф, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов).

6.2. Одновременное использование тахографа, соответствующего требованиям по приказу № 440, и тахографа (технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха), соответствующего требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, запрещается.

6.3. В тахографе должны использоваться один блок СКЗИ (программно — аппаратное шифровальное средство), а также  карты водителя, мастерской, предприятия, контролера, соответствующие требованиям по приказу № 440, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс».

6.4. Обязанности ФБУ «Росавтотранс по тахографическому контролю, обязанности  водителей автомобилей по использованию тахографов и обязанности владельцев транспортных средств при использовании тахографов приведены в приложении 3 приказа Минтранса № 440.

6.5. Система тахографического контроля ФБУ «Росавтотранс» предусматривает применение следующих документов с 1 января 2021 года:

а) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты водителя РФ;

б) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты контролера РФ;

в) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты мастерской РФ;

г) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты предприятия РФ;

д) требования к фотографиям;

е) перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;

ж) перечень сведений о моделях тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации;

з) перечень сведений о моделях карт тахографа;

и) перечень сведений о моделях СКЗИ тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации.

7. Порядок оснащения транспортных средств тахографами.

7.1. Порядок оснащения транспортных средств тахографами регламентируется приказом  Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 года № 438, период действия которого установлен с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года.

7.2. Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой учтены федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»).

7.3. В ходе оснащения транспортного средства тахографом мастерская осуществляет:

а) установку тахографа, сведения о модели которого в соответствии с правилами использования по приказу 440 учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов. Установка тахографа должна предусматривать доступ водителя к функциям тахографа со своего рабочего места;

б) активизацию тахографа и программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее — блок СКЗИ тахографа);

в) настройку тахографа;

г) опломбирование тахографа.

7.4. Повторная настройка тахографа, установленного на транспортное средство, обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской не реже чем один раз в три года либо после изменения параметров транспортного средства, ремонта и (или) модернизации тахографа, замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа.

 width=

Яндекс.Метрика