Тахографы на транспортных средствах.
1. Тахограф по определению из закона «О безопасности дорожного движения»
— техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.
2. Тахограф на транспортном средстве состоит из
бортового устройства, карт тахографа, датчика движения, антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS и комплекта монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
В тахографе применяются следующие типы карт: карта водителя, карта контролера, карта мастерской и карта предприятия.
3. Бортовое устройство тахографа должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него:
а) устройство обработки данных;
б) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
в) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее – блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее аутентификацию водителя, регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (защищенный архив блока СКЗИ тахографа), хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи, измерение параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
г) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
д) два устройства ввода карт (считывающие устройства);
е) средство отображения информации (дисплей);
и) печатающее устройство;
ж) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных, для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
з) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).
4. Тахограф, прошедший процедуру активизации, должен функционировать в следующих режимах:
а) «рабочий» – режим регистрации информации тахографом, активируется картой водителя;
б) «контроль» – режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;
в) «корректировка установочных данных» – режим внесения изменений в установочные данные тахографа, активируется картой мастерской;
г) «предприятие» – режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.
5. Приказом Министерства транспорта России от 28 октября 2020 года № 440
утверждены требования к тахографам (часть из них отражена выше), установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых и не оснащаемых тахографами, приведены правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
6. Оснащение тахографами транспортных средств.
Оснащению тахографами в соответствии с приказом Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440 (приложение 2) подлежат следующие виды и категории транспортных средств:
а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
б) транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
в) транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
г) транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения.»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 года N 382 установлено, что оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском (с 1 июля 2021 года), пригородном и междугородном сообщении.
7. Не подлежат оснащению тахографами следующие виды транспортных средств (приложение 2 приказа 440), эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
а) транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 года), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
б) автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
в) транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
г) транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
д) транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
е) транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
ж) транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
з) транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
и) учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
к) транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
Для справки. Категории транспортных средств в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств ТР ТС 018/2011 (для справки по пунктам 2 и 3):
— категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
— категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;
— категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;
— категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
8. Правила использования тахографов (приложение № 3 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440).
8.1. Использование тахографов должно осуществляться:
а) водителями – в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;
б) владельцами транспортных средств – в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;
в) контрольными органами – в целях контроля работы тахографов и контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;
г) ФБУ «Росавтотранс» – в целях обеспечения использования тахографов (на автомобиле должен устанавливаться, активизироваться и использоваться один тахограф, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов).
8.2. Одновременное использование тахографа, соответствующего требованиям по приказу № 440, и тахографа (технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха), соответствующего требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, запрещается.
8.3. В тахографе должны использоваться один блок СКЗИ (программно — аппаратное шифровальное средство), а также карты водителя, мастерской, предприятия, контролера, соответствующие требованиям по приказу № 440, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс».
8.4. Обязанности ФБУ «Росавтотранс по тахографическому контролю, обязанности водителей автомобилей по использованию тахографов и обязанности владельцев транспортных средств при использовании тахографов приведены в приложении 3 приказа Минтранса № 440.
8.5. Система тахографического контроля ФБУ «Росавтотранс» предусматривает применение следующих документов с 1 января 2021 года:
а) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты водителя РФ;
б) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты контролера РФ;
в) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты мастерской РФ;
г) образец заявления о выдаче (замене, обновлении) карты предприятия РФ;
д) требования к фотографиям;
е) перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;
ж) перечень сведений о моделях тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации;
з) перечень сведений о моделях карт тахографа;
и) перечень сведений о моделях СКЗИ тахографов, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации.
9. Правила обслуживания тахографов и правила контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах, приведены в приложениях 4 и 5 к приказу Минтранса РФ № 440 от 28 октября 2020 года.
10. Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
10.1. Порядок оснащения транспортных средств тахографами регламентируется приказом Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 года № 438, период действия которого установлен с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года.
10.2. Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой учтены федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»).
10.3. В ходе оснащения транспортного средства тахографом мастерская осуществляет:
а) установку тахографа, сведения о модели которого в соответствии с правилами использования по приказу 440 учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов. Установка тахографа должна предусматривать доступ водителя к функциям тахографа со своего рабочего места;
б) активизацию тахографа и программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее — блок СКЗИ тахографа);
в) настройку тахографа;
г) опломбирование тахографа.
10.4. Повторная настройка тахографа, установленного на транспортное средство, обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской не реже чем один раз в три года либо после изменения параметров транспортного средства, ремонта и (или) модернизации тахографа, замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа.