Конструкция фар.
Внешние световые приборы на автомобилях используются для освещения и сигнализации.
Автомобильное освещение необходимо для:
а) обеспечения освещения дорожного покрытия и пространства перед автомобилем и сзади его после наступления темноты;
б) обозначения транспортного средства, его габаритов и направления движения в любое время суток;
в) подачи сигналов другим участникам дорожного движения о намерении водителя изменить скорость или направление движения.
Во внешние световые приборы входят фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, габаритные огни спереди и сзади автомобиля, указатели поворотов спереди и сзади автомобиля, задние фонари со стоп – сигналами, фонари заднего хода.
Далее речь о фарах и лампах.
1. Устройство фар.
Фара состоит из корпуса, отражателя, рассеивателя и источника света.
Требования к фарам регламентируются техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 и соответствующими правилами ООН (ЕЭК ООН № 99 и др.).
1.1. Корпус фары.
В корпусе находятся все компоненты фары – источник света, отражатель, рассеиватель, провода, крепления ламп, герметизирующие заглушкии.
1.2. Источник света.
Существует 4 типа источников света.
1.2.1. Лампа накаливания.
Традиционный излучатель. Внутри стеклянной колбы создан вакуум, внутри которого вольфрамовая нить нагревается электрическим током до 2000°С. Работают около 500 часов.
Является устаревшим типом ламп.
1.2.2. Галогенная лампа.
С нитью (нитями) накаливания. Стеклянная колба заполнена буферным галогенным газом – йодом или бромом. Галоген в результате химической реакции с вольфрамом возвращает испарившиеся частицы вольфрама обратно на нить накаливания, что позволяет увеличить цветовую температуру до 3200К (0°С = 273,15 К — Кельвина, 1°C = 274.15 K, 2°С = 274,15К и т. д.).
Для ближнего и дальнего света используют однонитевые лампы мощностью 55 Вт (Н1, Н7), лампы с двумя нитями накаливания (ближнего и дальнего света) обозначаются маркировкой Н4. Благодаря галогенам ресурс ламп в пределах 500 – 800 часов.
1.2.3. Газоразрядная лампа или ксеноновая лампа.
В ксеноновых лампах колбы из расплавленного кварца или оксида алюминия заполнены специальным газом (ксеноном) под большим давлением. У них отсутствует нить накаливания. Источником света служит сам газ, который под воздействием электрической дуги между двумя электродами начинает светиться. Для розжига дуги требуется высоковольтный импульс напряжением около 25000 В. Зажженная лампа работает под напряжением уже всего 85 В.
Ксеноновые лампы имеют мощность 35 Вт, их цветовая температура составляет 4000 — 5000К (приближается к солнечному свету).
К недостатком относятся высокая цена ламп и необходимость установки дополнительного оборудования — специального блока розжига.
К преимуществам — хороший, яркий свет и высокий ресурс в сравнении с лампами накаливания (в пределах 4000 часов).
1.2.4.Светодиоды (LED).
Работают на основе заполнения электронами пустых «дырок» в полупроводнике с выделением фотона. Многократное выделение фотонов приводит к свечению. Энергоэкономичны. Работают до 50 000 часов.
1.3. Рассеиватель.
Бывает двух видов: с рисунком и прозрачным покрытием.
Рассеиватель «с рисунком». Оптические элементы – углубления и засечки на линзе, рассеивают частично поляризованный отражателем свет, чтобы получить нужный угол освещения дороги. Изготавливались из стекла и пластика. Конструкция устарела и сейчас используется крайне редко.
Рассеиватель с прозрачным покрытием. Не имеет оптических элементов. Используется для 3 типов фар: с ксеноновыми лампами, с дополнительной рассеивающей линзой, для фар свободной формы. Основная функция – защищать лампу от грязи и воды. Изготавливаются из стекла или пластика. Пластик имеет ряд преимуществ: более прочный, более легкий, из пластика легче сделать фару любого дизайна.
1.4. Отражатель.
Источник света излучает неполяризованный свет, лучи которого не имеют одного направления, а испускаются во все стороны. Отражатель собирает лучи и направляет его в сторону дороги. Внутренняя поверхность сделана из латуни, пластика или стекла и покрыта отражающим слоем серебра, хрома или алюминия.
2. Маркировка фар.
В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары следующих типов:
а) с обычными лампами накаливания: С — ближнего света, R — дальнего, СR — двухрежимного (ближнего и дальнего) света. Соответствуют Правилам ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005;
б) с галогенными лампами накаливания: HС — ближнего света, HR — дальнего, HСR — двухрежимного света (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
в) с газоразрядными (ксеноновыми) лампами: DС — ближнего света, DR — дальнего, DСR — двухрежимного света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99);
г) тип В – противотуманные фары.