Бонус малус осаго.

1. Бонус малус при ОСАГО – это один из коэффициентов, применяющийся при расчете размера страховой премии (платы за страхование) на следующий страховой год.

2. Бонус малус (КБМ) при ОСАГО – это скидка в расчете страховой премии за безаварийную езду или рост размера страховой премии за совершенные ДТП и вызванные ими страховые выплаты. Бонус малус в переводе с латинского — «хороший — плохой».

3. Значения коэффициента бонус малус осаго (КБМ) берутся из таблицы, приведенной в приложении 2 указания Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384 — У.

Вот эта таблица.

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0
страховых возмещений
1
страховое возмещение
2
страховых возмещения
3
страховых возмещения
Более 3 страховых возмещений
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

4. Устройство таблицы.

4.1. Левый столбик — класс на начало годового срока страхования, означает действующий непосредственно перед заключением нового договора страхования класс водителя. Действующий класс водителя (КБМ) указывается в особых отметках страхового полиса. Следующий столбик — значения коэффициентов для каждого класса бонуса малуса.

4.2. Первые 4 класса (М, 0, 1 и 2) являются повышающими и каждый из них увеличивает размер платы за страхование при заключении нового договора в зависимости от количества страховых возмещений при действии старого договора.

4.3. Класс 3 применяется при первом страховании, КБМ при этом классе равен единице.

4.4. Следующие 10 классов (с 4 по 13 со своими значениями КБМ) являются понижающими и каждый из них уменьшает размер платы за страхование при заключении нового договора в зависимости от срока безаварийной езды. Чтобы заработать самый низкий КБМ, равный 0,5, нужно непрерывно проездить без аварий 10 лет.

4.5. Остальная часть таблицы с указанием наименований и значений КБМ в зависимости от количества страховых возмещений служит для определения конкретного КБМ по конкретному страховому полису для дальнейшего применения в расчете платы за страхование при заключении нового договора.

5. Пользование таблицей.

Будущее значение КБМ определяется в горизонтальных строках таблицы. Из левого столбика берется действующее значение КБМ и на пересечении по горизонтали с одним из столбиков с указанием количества страховых возмещений и будет искомое значение КБМ на следующий страховой год.

Примеры.

5.1. Водитель с действующим классом М со значением 2,45 отъездил страховой год без ДТП (столбик 0 страховых возмещений) и ему в новом договоре страхования будет присвоен класс 0 со значением 2,3. При одном страховом возмещении сохраняется коэффициент М.

5.2. Водитель с действующим классом 0 со значением 2,3 отъездил страховой год без ДТП (столбик 0 страховых возмещений) и ему в новом договоре страхования будет присвоен класс 1 со значением 1,55.

5.3. Водитель с действующим классом 2 со значением 1,4 отъездил страховой год без ДТП (столбик 0 страховых возмещений) и ему в новом договоре страхования будет присвоен класс 3 со значением 1,0. При одном страховом возмещении КБМ будет равен 1, при двух страховых возмещениях уже будет коэффициент М со значением 2,45.

5.4. Горизонталь с 3 – им классом со значением 1,0:

— при нуле страховых возмещений значение КБМ в новом страховом полисе будет равно 0,95 (4 класс) – скидка 5 процентов;

— при одном страховом возмещении значение КБМ будет равно 1,55 (1 класс);

— при двух страховых возмещениях значение КБМ будет равно 2,45 (класс М).

5.5. Горизонталь с 13 классом со значением 0,5:

— при нуле страховых возмещений значение КБМ в новом страховом полисе будет равно также 0,5 (тот же 13 класс), то есть дальнейшего снижения КБМ не предусмотрено;

— при одном страховом возмещении в новом договоре страхования при расчете страховой премии будет уже учитываться 7 класс с коэффициентом 0,8, при двух возмещениях – 3 класс с коэффициентом 1,0, при трех – 1 класс с коэффициентом 1,55, при более трех возмещениях – класс М с коэффициентом 2,45.

6. Влияние бонуса малуса осаго на размер платы за страхование.

Рассмотрим на примере. Данные для страхования – транспортные средства категорий В и ВЕ (легковые автомобили), находящиеся в собственности физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6.1. Формула для определения страховой премии (платы за страхование):

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН, где

а) ТБ – максимальная базовая ставка страхового тарифа для легковых автомобилей – 4118 рублей;

б) КТ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства – для примера г. Липецк – КТ = 1,5;

в) КБМ (бонус малус) рассмотрим в конце примера;

г) КВС — коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством – возьмем возраст более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет – КВС = 1.

Для справки. Применяются и другие значения КВС:

— при возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – КВС = 1,8;

— при возрасте более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно – КВС = 1,7;

— при возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет – КВС = 1,6;

д) КО — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, при ограничении количества лиц, допущенных к управлению автомобилем, КО равен 1.

Для справки: если договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то КО равен 1,8;

е) КМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») – для примера возьмем мощность двигателя от 70 до 100 л.с. —  КМ = 1,1;

ж) КС — коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства – на год КС равен 1;

з) КН – данный коэффициент применяется страховщиками при заключении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 закона об ОСАГО действий собственника автомобиля (ложные сведения при страховании и т.д.) – возьмем КН = 1.

6.2. Расчет страховой премии при коэффициенте КБМ (бонус малус), равном 1:

Т = 4118 х 1,5 х 1,0 (КБМ) х 1,0 х 1,0 х 1,1 (КМ) х 1,0 х 1,0 = 6795 рублей.

6.3. Расчет страховой премии при коэффициенте КБМ (бонус малус), равном 2,45 (класс М, применяемый после выплаты страховых возмещений, то есть после ДТП):

Т = 4118 х 1,5 х 2,45 (КБМ) х 1,0 х 1,0 х 1,1 (КМ) х 1,0 х 1,0 = 16647 рублей.

6.4. Расчет страховой премии при коэффициенте КБМ (бонус малус), равном 0,5 (класс 13, применяемый за безаварийную езду в течение 10 и более лет:

Т = 4118 х 1,5 х 0,5 (КБМ) х 1,0 х 1,0 х 1,1 (КМ) х 1,0 х 1,0 = 3397 рублей.

Без комментариев все очевидно.

7. Бонус малус осаго (КБМ) как уже говорилось, записывается в особых отметках страхового полиса. При необходимости страхователь может уточнить значение КБМ в страховой компании, которая получает эти данные в АИС РСА (российского союза автостраховщиков). При разногласиях между страхователем и страховщиком по значению коэффициента бонус малус страхователь может обратиться непосредственно в РСА.

 width=

Яндекс.Метрика