Диагностика автомобилей.
Диагностика автомобилей проводится по двум направлениям: диагностика автомобилей коммерческого и служебного использования в условиях автопредприятий и транспортных цехов и диагностика личных автомобилей.
1. Диагностика служебного и коммерческого транспорта (в сочетании с графиками ТО-1 и ТО-2).
1.1. Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производится с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом технического обслуживания и ремонта.
1.2. Цель контроля (диагностирования) при техническом обслуживании заключается в определении действительной потребности и выполнении операций, предусмотренных в руководствах по эксплуатации или Положениях о ТО и ремонте конкретных марок автомобилей, и прогнозировании момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ.
1.3. По назначению и объему работ диагностирование подразделяется на Д1, Д2 и Др, выполняемые с периодичностью ТО-1 и ТО-2 и по потребности или принудительно при выполнении текущего ремонта.
1.4. Диагностирование Д1 проводится перед каждым ТО-1 или при ТО-1 и предназначается для определения технического состояния узлов, агрегатов и систем автомобилей, обеспечивающих безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
При этом проверяется:
а) эффективность действия рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной тормозных систем на стендах или в дорожных условиях;
б) исправность механизмов рулевого управления и суммарный люфт в рулевом управлении;
в) исправность и эффективность действия внешних световых приборов и светоотражающей маркировки;
г) работа стеклоочистителя и стеклоомывателя;
д) состояние шин и колес;
е) содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах АТС с бензиновыми двигателями и предельно-допустимый уровень дымности отработавших газов АТС с дизелями, а также содержание СО и углеводородов в отработавших газах газобаллонных АТС;
ж) герметичность систем питания АТС с бензиновыми двигателями и дизелями и герметичность газовой системы питания газобаллонных АТС;
з) исправность систем выпуска отработавших газов;
и) наличие и правильность установки зеркал заднего вида;
к) работоспособность спидометров и тахометров;
л) состояние и размерные параметры седельно и тягово-сцепных устройств автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов.
1.5. Диагностирование Д2 проводится перед ТО-2 за 1-2 дня и предназначается для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для обнаружения скрытых неисправностей и установления причин их возникновения. По результатам Д2 составляется углубленный диагноз технического состояния автомобиля.
Автомобиль с выявленными неисправностями, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости, направляют в зону текущего ремонта. Автомобиль, требующий проведения регулировочных и ремонтных воздействий, после подготовки производства (через 1-2 дня) направляют на ТО-2.
При диагностировании Д2 по Положению о ТО и ремонте проверяется:
а) состояние шин и давление воздуха в них;
б) двигатель на наличие стуков и шумов, герметичность трубопроводов;
в) состояние и натяжение ремней вентилятора;
г) радиальный и осевой зазоры в шкворневых соединениях управляемых колес, люфт рулевого колеса и состояние узлов рулевого привода;
д) биение карданных валов;
е) внешнее состояние, уровень шума и герметичность коробки передач и главной передачи, определяется суммарный люфт трансмиссии на каждой передаче;
ж) внешнее состояние и работоспособность аккумуляторной батареи, стартера, генератора, реле-регулятора;
з) внешнее состояние и работоспособность системы зажигания;
и) производится регулировка системы холостого хода карбюратора на минимальное содержание СО в отработавших газах;
к) угол опережения подачи топлива дизеля;
л) внешнее состояние и работоспособность форсунок и топливного насоса высокого давления;
м) определяют мощность на ведущих колесах автомобиля и расход топлива под нагрузкой;
н) состояние цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма (при необходимости).
1.6. Диагностирование при ремонте (Др) заключается в выявлении неисправного состояния автомобиля, причин его возникновения и установления наиболее эффективного способа устранения: на месте; со снятием узла, агрегата, детали; с полной или частичной разборкой; заключительным контролем качества работ.
2. Диагностика автомобилей (грузового служебного и коммерческого транспорта) проводится с использованием следующего диагностического оборудования:
2.1. Тормозного стенда для грузовых и легковых автомобилей СТС-10У-СП-11.
Стационарный универсальный тормозной стенд для контроля тормозных систем легковых и грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов с нагрузкой на ось до 10 т. Предназначен для диагностики рабочей и стояночной тормозных систем автомобиля с одной или несколькими ведущими осями. Установка блока роликов вровень с полом. Силовой роликовый стенд с обработкой результатов на ПК и выдачей их на экран монитора и принтер. Управление с радиопульта или клавиатуры.
2.2. Пневматического тестера люфтов ТЛ-8000 (для измерения люфтов в сочленениях рулевого управления и подвески автомобилей с нагрузкой на ось до 16 тонн.
Тестер представляет собой стационарно установленную платформу, состоящую из неподвижной плиты с антифрикционными накладками и подвижной площадки, перемещаемой вокруг угловой оси штоком пневмоцилиндра. Управление перемещаемыми площадками производится от кнопки, расположенной на фонаре подсветки осматриваемых механизмов. Платформа плоская, не требует углубления. Устанавливается на смотровую канаву или подъемник и крепится при помощи двух анкерных болтов.
2.3. Прибора проверки света фар ОПК. Прибор проверки внешних световых приборов предназначен для:
— проверки силы света фар ближнего и дальнего света, противотуманных фар, габаритных огней, сигналов торможения, указателей поворотов, фар с ксеноновым источником света;
— регулировки угла наклона фар.
2.4. Индикатора герметичности цилиндров КМ-201 (компрессометра для дизельных автомобилей).
2.5. Анализатора герметичности цилиндров АГЦ (диагностика всех типов бензиновых двигателей через свечные отверстия).
2.6. Мотортестера Автомастер АМ-1М — компьютерного диагностического комплекса для проверки технического состояния и поиска неисправностей в бензиновых двигателях при проведении ТО и ремонта автомобилей, включает в себя: мотортестер, сканер Автосканер, сканер Сканматик 2, универсальный цифровой осциллограф с функциями генератора-имитатора, датчик давления, комплект для измерения компрессии в цилиндрах двигателя, комплект для измерения давления в топливной системе, датчик температуры, жгут вторичной цепи DIS4 (ПК, клавиатура, мышь включены в комплект поставки).
2.7. Дизель — тестера МТ10Д для дизельных автомобилей КАМАЗ, МАЗ и других автомобилей. Конструкция комплекса позволяет использовать его как в стационарном, так и в мобильном варианте, в этом случае питание комплекса возможно от аккумулятора тестируемого автомобиля.
2.8. Другого диагностического оборудования – стендов развала колес, топливных стендов, тестеров подвески, газоанализаторов и т.д.
3. Диагностика автомобилей, находящихся в личном пользовании.
Осуществляется в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора) РД 37.009.026-92.
Оборудование для диагностики легковых автомобилей представлено в этой статье. Здесь же приведен список российских заводов, выпускающих гаражное оборудование.