Использование зимних шин.
1. Определение зимних шин по ГОСТ Р 52900-2007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним».
Легковые автомобили и прицепы к ним относятся к категориям М1, О1 и О2 —расшифровка категорий приведена в этой статье.
Зимняя шина по этому ГОСТу — пневматическая шина, резина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой по сравнению с обычной (дорожной) шиной.
Обозначение — «М+S» или «М&3» или «М.З» и пиктограмма «снежинка».
Данный ГОСТ устанавливает, что зимние шины могут применяться с шипами противоскольжения. Ошиповку шин производят в соответствии с конструкторской документацией.
Схема ошиповки приведена в ГОСТ 22374.
2. Определение зимних шин по ГОСТ Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов. Технические условия».
Автобусы, грузовые автомобили и прицепы к ним относятся к категориям M2, M3, N1, N2, N3, O3 и O4.
Зимняя шина по этому ГОСТу — пневматическая шина, резина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой по сравнению с обычной (дорожной) шиной.
Зимняя шина может применяться с шипами противоскольжения. Ошиповку шины производят в соответствии с конструкторской документацией.
По категории использования грузовые шины по данному ГОСТу подразделяются на обычные (дорожные), специальные, зимние, а также всесезонные.
3. Определение зимней шины по ГОСТ Р 41.30-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов» (правила ЕЭК ООН № 30).
Зимняя шина — шина, рисунок протектора и конструкция которой спроектированы с учетом прежде всего обеспечения в условиях грязи и свежевыпавшего или талого снега их лучшего поведения, чем поведение обычных (дорожных) шин. Рисунок протектора зимних шин характеризуется, как правило, большим удалением друг от друга элементов канавок и (или) массивных блоков, чем у шин обычного (дорожного) типа.
4. Тип рисунка протектора.
Тип рисунка протектора для грузовых и легковых автомобилей (зимний, дорожный и другие) приводится в ГОСТ 22374 «Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения».
На чертеже 5 данного ГОСТа приведен зимний рисунок протектора шины.
5. Об установке шин на оси автомобилей.
Гост 33997- 2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» предусматривает следующие правила:
а) шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса КТС (колесного транспортного средства);
б) зимние шины в случае их применения должны быть установлены на все колеса КТС;
в) не допускается установка на одну ось КТС шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
6. О применении зимних шин.
Применение зимних шин регламентировано техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», принятым Комиссией Таможенного союза 9 декабря 2011 г. за № 877.
Технический регламент вступил в силу с 1 января 2015 года.
В отношении зимних шин данный технический регламент предусматривает, что:
6.1. Зимние шины с шипами противоскольжения и без них в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.
6.2. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
6.3. Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, в зимний период (декабрь, январь, февраль).
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
6.4. Зимняя шина считается непригодной к эксплуатации при остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм.
7. О применении зимних шин в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 27 мая 2023 г. № 837.
Данным постановлением Правительства внесены изменения в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, предусматривает в отношении зимних шин все те же требования, как и по техническому регламенту Таможенного союза.
Данное постановление Правительства конкретизирует: запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1 (легковые и малой грузоподъемности) без зимних шин в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль). Исключены грузовые автомобили. В отношении летних месяцев применение ошипованных шин – как в техническом регламенте Таможенного союза.
8. Фрикционные зимние шины (липучки).
Отличаются высоким коэффициентом трения из – за мягкого состава резины протектора, наличия большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей (канавок) и большой глубины протектора.
При контакте с дорогой канавки расширяются, образуют вакуумный эффект и впитывают воду, грязь и снег. Затем после исчезновения контакта с дорогой канавки сужаются и выталкивают содержимое наружу. Эффект прилипания шины к поверхности дороги.
Липучки предназначены для чистых зимних дорог, ошипованная резина – для движения в условиях гололеда и заснеженной дороги.
9. Шипы противоскольжения.
В соответствии с ГОСТ Р 52747-2007 «Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Общие технические условия» производство шипов предусмотрено для легковых зимних шин, легких грузовых зимних шин и для грузовых зимних шин.
В данном ГОСТе приведены размеры шипов, их применяемость и методы испытаний по определению силы удержания шипа в протекторе шины.