Смазка Литол — 24.
Литол — 24 – антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка на основе минерального масла, литиевого мыла и высокоэффективного пакета присадок. Смазка многофункциональна, обладает высокой коллоидной, механической и антиокислительной стабильностью, защитными и антикоррозионными свойствами, высокой стойкостью к воде, сохранением структуры при нагреве.
Внешний вид смазки – однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета.
1. Назначение смазки.
Антифрикционные многоцелевые литиевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24 РК предназначены для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, работающих при температурах от минус 40°С до плюс 120°С (кратковременно до 130°С). Смазка Литол-24 РК предназначена также для их консервации.
Смазки выпускаются по ГОСТ 21150 — 2017 «Смазка Литол – 24. Технические условия.»
2. Обозначение смазки.
Обозначение смазок по ГОСТ 23258:
Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.
Здесь МЛи – многоцелевая смазка (М), загущена литиевым маслом (Ли);
«4/13» – температура применения от — 40 до 130°С;
отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлена на нефтяном масле;
«3» – пенетрация 220-250 при 25°С.
3. Применение смазки.
3.1. Смазку Литол-24 можно применять в качестве единой смазки для автомобилей, тракторов и сельхозмашин. В автомобилях применяется для смазки подшипников ступиц колес, подшипников шкворней поворотных кулаков, подшипников муфт выключения сцепления, шарниров реактивных штанг задних подвесок, подшипников водяного насоса и других узлов трения. Заменяет практически все смазки (солидолы, консталины, смазки 1-13, циатим-201 и другие). Является смазкой с отличными эксплуатационными характеристиками. Смазка ЛИТОЛ-24 водостойка даже в кипящей воде, при нагревании не упрочняется. Имеет исключительную прочность на разрыв и сдвиг, превосходные уплотняющие свойства.
3.2. Смазка Литол – 24 РК применяется в механизмах и машинах,
эксплуатирующихся с длительными перерывами. Обеспечивает консервацию
узлов трения в течение 10 лет. Может применяться в условиях повышенной коррозионной агрессивности окружающей среды, в том числе в механизмах морских судов.
Работоспособна при температуре от –40°С до +120°.
Обладает высокой термической и механической стабильностью, водостойка, при нагревании не уплотняется. Имеет хорошие консервационные свойства и достаточно надёжно защищает металлические изделия от коррозии.
4. Характеристика смазки Литол – 24.
В таблице 1 приведена характеристика смазки Литол – 24 завода Синтек.
Таблица 1.
Показатели | Смазка Литол — 24 |
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Температура каплепадения °С | не ниже 185 |
Пенетрация при 25°С, мм, 0.1 мм | 220 — 250 |
Коррозионное воздействие на металлы | выдерживает |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, %, не более | 0,1 |
Коллоидная стабильность, % | не более 12 |
Предел прочности на сдвиг при 50°С, Па (г∙с/см2) | 400-600 (4,0-6,0) |
Вязкость эффективная, Па*с при 0 °С | 280 |
Смазывающие свойства на ЧШМ (четырехшариковой машине), нагрузка сваривания, Н | 1381 |
Испаряемость при 120°С, % масс, не более | 6 |
Содержание воды | отсутствие |
Массовая доля механических примесей,% не более | 0,05 |
Стойкость резины марки 26-44 к воздействию смазки,%: | |
— изменение объема | +/- 8 |
— изменение твердости | +/- 8 |
Справка.
Температура каплепадения – показатель температурной стойкости смазки. Надежное смазывание узлов трения без вытекания смазки обеспечивается, если рабочая температура узла на 15-20°С ниже температуры каплепадения пластичной смазки.
В зависимости от значения температуры каплепадения пластичные смазки делятся на следующие виды:
а) тугоплавкие – температура каплепадения от 105 до 185°С. К ним относятся Литол-24, ЯНЗ-2, №158, ЦИАТИМ-201, имеющие загустителями литиевые или натриево–кальциевые мыла;
б) среднеплавкие – температура каплепадения от 65 до 105°С (солидол и графитная смазка УСс-А);
в) низкоплавкие – температура каплепадения не превышает 65°С. К ним относятся защитные смазки ПВК и ВТВ-1, созданные на загустителях из углеводородов.
Число пенетрации – характеризует густоту смазки и ее способность проникать в зазор между трущимися поверхностями и удерживаться там.
Пенетрацией называют величину в условных единицах, указывающую глубину погружения в испытываемую смазку металлического конуса расчетных размеров и веса в определенный промежуток времени (0,5 сек) при температуре 25°С.
Предел прочности – способность смазок удерживаться на вращающихся деталях. Оценивается предел прочности минимальной нагрузкой в г/см2 или Па, при которой происходит сдвиг одного слоя смазки относительно другого. Чтобы смазка удерживалась в подшипниках ступиц колес автомобиля, предел ее прочности при 50°С должен быть не менее 2,0 г/см2.
5. Изготовители Литол -24.
Лукойл, Газпромнефть, Синтек, Роснефть и другие.