Стажировка водителей автобусов.
О необходимости и обосновании проведения стажировки водителей автомобилей было изложено в статье «Допуск водителей автомобилей к работе», помещенной в рубрике «Безопасность дорожного движения» сайта Автотранс-консультант.ру.
Стажировка водителей автобусов проводится на основании руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.
В соответствии с этим документом:
1. Стажировка водителей автобусов включает в себя предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.
2. Установлены 7 категорий водителей, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса.
— к 1-ой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки составляет:
61 час — предмаршрутная стажировка;
163 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 224 часа.
— ко 2-ой категории относятся водители, переподготовленные с категорий транспортных средств «В» и «С» на «Д». Продолжительность стажировки для них составляет:
30 час — предмаршрутная стажировка;
72 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 102 часа.
— к 3 категории относятся водители I и II класса, ранее не работавшие на автобусе. Продолжительность стажировки для них составляет:
18 часов — предмаршрутная стажировка;
32 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 50 часов.
— к 4-ой категории относятся водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет:
8 часов — предмаршрутная стажировка;
16 часов — маршрутная стажировка.
Всего — 24 часа.
— к 5-ой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев (в случае работы водителя на горных маршрутах — более двух месяцев).
Продолжительность стажировки для них составляет:
8 часов — предмаршрутная стажировка;
24 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 32 часа.
— к 6-ой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет:
Предмаршрутная стажировка не проводится;
32 часа — маршрутная стажировка.
Всего — 32 часа.
— к 7-ой категории относятся водители автобусов, перешедшие для работы с одной категории маршрутов на другую (категории маршрутов: городские, пригородные, междугородные, горные).
Продолжительность стажировки для них — в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.
3. Определены порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов.
Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке (под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием).
Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.
4. Определены порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов.
Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов маршрутной стажировки без пассажиров и с пассажирами по 7-ми категориям водителей приведено в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.
В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время.
5. Установлен порядок оформления результатов стажировки.
Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приведена в РД 200-РСФСР-12-0071-86-12).
Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автобуса и маршрутов, на которых водитель может работать.
Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.
6. Установлены требования к автобусам при проведении стажировки.
Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления, тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.
В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер«. Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.
От автора: порядок переоборудования автотранспортных средств(в том числе и автобусов) изложен в одноименной рубрике сайта Автотранс-консультант.ру.