Безопасность перевозок автомобильным транспортом
Приказом Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 года № 145 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Приказ № 145, утвердивший данные Правила, вступил в силу 1 сентября 2021 года и будет действовать до 1 сентября 2026 года.
1. Субъекты транспортной деятельности по Правилам безопасности.
Данными Правилами предъявляются требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом к следующим субъектам транспортной деятельности:
— юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим
перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования,
перевозки грузов автомобильным транспортом на основании договора перевозки,
перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
— физическим лицам, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3, 5 тонн и автобусов.
Далее по тексту изложены Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и ссылки на статьи автора по данной теме.
2. Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
2.1. Обязанность юридических лиц и индивидуальные предпринимателей.
При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
а) наличие у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта);
б) допуск к управлению транспортных средств либо управление транспортным средством самостоятельно при отсутствии признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями;
в) проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов;
г) безопасность транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности;
д) безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
е) соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, устанавливаемых Минтрансом России в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации, в части норм времени управления транспортным средством и времени отдыха (не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках и перевозках городским наземным электрическим транспортом);
ж) соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, устанавливаемых Минтрансом России в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (не распространяется на водителей, занятых на перевозках автомобильным транспортом);
з) соблюдение режима труда и отдыха, установленного Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г. (не распространяется на водителей, не занятых на международных перевозках);
и) проведение анализа и устранения причин дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
2.2. Обязанность физических лиц.
При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил физические лица (далее — физические лица) обязаны обеспечивать:
а) управление транспортным средством в отсутствие признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями;
б) безопасность транспортных средств, эксплуатируемых физическим лицом;
в) безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
г) соблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха, установленные правилами дорожного движения;
д) проведение анализа и устранения причин ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
2.3. Обеспечение субъектом транспортной деятельности наличия у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) работы.
Данное требование должно достигаться посредством:
а) проведения профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей в соответствии с порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
б) документарной проверки соответствия работников при приеме их на работу профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
в) проведения аттестации работников, предусмотренной статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
2.4. О медосмотрах водителей.
В целях недопущения управления транспортным средством с признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, субъект транспортной деятельности обязан организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров, в том числе:
а) осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр;
б) обеспечивать прохождение предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров в соответствии с Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н.
По данному разделу приводятся ссылки на следующие статьи:
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей.
2.5. Инструктажи для водителей.
В целях предупреждения несчастных случаев на производстве и дорожно — транспортных происшествий субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по охране труда и безопасности перевозок.
Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее — журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
2.6. Вводный инструктаж.
При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться вводный инструктаж.
В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
— общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
— требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
— требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
— права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
— порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
— порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
— нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
— основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
— порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
— документы, необходимые для осуществления перевозок.
2.7. Предрейсовый инструктаж.
Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться предрейсовый инструктаж.
Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
— протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
— погодные условия движения на маршруте;
— конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
— расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
— безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
2.8. Сезонные и специальные инструктажи.
Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи.
Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Специальные инструктажи проводятся при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов.
При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.
Статья Инструктажи для водителей.
2.9. Ответственный за безопасность движения.
В целях обеспечения деятельности, связанной с безопасностью перевозок пассажиров и грузов
субъект транспортной деятельности должен назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, аттестованного в соответствии с Порядком аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, утвержденным приказом Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 283.
Статья Аттестация ответственного за безопасность движения.
2.10. Безопасность транспортных средств.
Безопасность транспортных средств обеспечивается посредством:
— использования транспортных средств, соответствующих Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090;
— проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, устанавливаемым Минтрансом России в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ (не распространяется на физических лиц).
Статья Предрейсовый технический контроль транспортных средств.
Статья Технический осмотр транспортных средств.
Статья Выпуск автотранспорта на линию.
2.11. Безопасные условия перевозок пассажиров.
Обеспечиваются посредством:
— соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 (не распространяется на физических лиц, а также на субъекты транспортной деятельности, осуществляющие перевозки троллейбусами и трамваями);
— соблюдения норм предельной вместимости транспортных средств, указанных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, и (или) одобрении типа транспортного средства, и (или) свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
— соблюдения установленного реестром маршрутов регулярных перевозок пути следования транспортного средства по маршруту и осуществлением посадки и высадки пассажиров в остановочных пунктах, предусмотренных данным реестром (кроме случаев, когда посадка или высадка пассажиров в иных местах вызвана необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения);
— соблюдения требований по месту размещения багажа в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1586 (не распространяется на физических лиц).
Статья Лицензия на перевозку пассажиров автобусами.
2.12. Безопасные условия перевозок грузов.
Обеспечиваются посредством:
— соблюдения допустимых значений массы транспортного средства, указанных в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства;
— соблюдения допустимых массы и габаритов транспортного средства, в том числе, осуществляющего перевозку грузов, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 (далее — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом);
— размещения грузов при их перевозке с учетом требований, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил.
Статья Грузовые перевозки автомобильным транспортом.
2.13. Требования при размещении грузов.
Однородные штучные грузы в кузове транспортного средства, в контейнере необходимо штабелировать с обеспечением крепления верхнего яруса штабеля.
Свободное пространство, зазоры между штабелями груза и стенками кузова необходимо заполнять при помощи прокладок, надувных емкостей.
При погрузке и размещении на транспортных средствах длинномерных грузов разных размеров, разной длины и толщины необходимо подбирать их одинаковые габариты в каждом отдельном ряду.
При размещении грузов в кузове транспортного средства или в контейнере допускаются зазоры до 15 см между частями груза, между грузом и боковыми бортами либо боковыми стенками кузова (контейнера), между грузом и задним бортом либо дверью кузова транспортного средства, контейнера.
Погрузка груза на транспортное средство должна проводиться с соблюдением следующих требований:
— перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и загрязнений, снижающих поверхностное трение;
— не допускается превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке из одной части кузова (для сборных грузов).
2.14. Перевозка грузов навалом.
При перевозках грузов навалом и насыпью (в том числе грунта, глины, гравия, песчано-гравийной смеси) данный груз при погрузке равномерно размещается в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова, и нагрузка на ось (оси) транспортного средства не превышала допустимую нагрузку, установленную для дорог по маршруту движения транспортного средства. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятельности должен дооборудовать кузов средством укрытия в случае его отсутствия.
При перевозках жидких грузов в автоцистернах или контейнерах-цистернах субъект транспортной деятельности обязан соблюдать требования изготовителей цистерн по их заполнению, а также Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Не допускается использовать для перевозки грузов кузова, имеющие:
— повреждения настила пола и бортов;
— неисправные стойки, петли и рукоятки запорных устройств;
— внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузова, а также тента бортовой платформы.
2.15. Крепление грузов.
Грузы должны закрепляться с использованием ремней, цепей, тросов, деревянных устройств, брусков, упоров, противоскользящих матов (далее — средства крепления).
Угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Перед погрузкой субъектом транспортной деятельности должен проводиться визуальный контроль состояния средств крепления грузов.
Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза, кузова должны быть оборудованы приспособлениями для увязки и крепления груза.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней (при креплении к платформе) и двух пар крепежных ремней (при креплении растяжками) в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
При определении способов крепления груза величины сил, действующих на груз, должны компенсировать:
— силу, равную 0,8 веса груза, в направлении вперед (продольном горизонтальном по ходу движения транспортного средства);
— силу, равную 0,5 веса груза, в обратном направлении движения и в стороны (влево, вправо) по ходу движения транспортного средства.
Для крепления груза запрещается использовать:
— механические вспомогательные средства (штанги, рычаги, монтировки и средства, не предназначенные для крепления груза);
— завязанные узлом крепежные ремни, цепи, тросы.
Крепежные ремни, цепи, тросы необходимо защищать от выступающих поверхностей груза в целях исключения механических повреждений посредством защитных приспособлений — уголков, подкладок.
Таблички с маркировкой крепежных ремней, тросов и цепей не должны иметь повреждений, на них должны быть четкие маркировочные надписи.
2.16. Крепежные ремни, тросы и цепи.
Водитель обязан проверять исправность крепежных приспособлений на транспортном средстве после приведения их в рабочее состояние, а также во время перевозки груза.
Крепежные ремни запрещается применять в следующих случаях:
— образование разрывов, поперечных трещин или надрезов, расслоений,
— значительных очагов коррозии металлических частей, повреждение зажимных или соединительных элементов;
— повреждение несущих швов;
— отсутствие маркировки крепежного ремня.
Крепежные тросы запрещается применять в следующих случаях:
— износ троса, когда его номинальный диаметр уменьшен более чем на 10%;
— сплющивания, когда трос сдавлен более чем на 15% или он имеет острый кант.
Крепежные цепи запрещается применять в следующих случаях:
— уменьшение толщины звеньев в любом месте более чем на 10% номинальной толщины;
— удлинение звена посредством любой деформации более чем на 5%;
— надрез.
2.17. Перевозка опасных грузов.
При перевозке опасных грузов субъектом транспортной деятельности в дополнение к требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, должны соблюдаться требования, установленные приложениями А и В к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 года, которое является обязательным для Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов»
Статья Размещение и крепление грузов.
Статья Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом.
2.18. Безопасность перевозок в особых условиях.
Перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, по переправам через водные преграды, перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности, маршрутам, проходящим по трудным участкам пересеченной местности, на участках дорог с уклонами более 30 процентов) обеспечивается посредством:
— соблюдения установленных в отношении зимников, переправ через водные преграды и автомобильных дорог, проходящих в горной местности, требований к техническим характеристикам транспортных средств, используемым для перевозок пассажиров и грузов в особых условиях;
— соблюдения скорости движения транспортных средств, соответствующей конкретным дорожным условиям.
Перевозка пассажиров и грузов по маршрутам, проходящим по переправам через водные преграды (переправные сооружения некапитального типа: паромные переправы и наплавные мосты; природные объекты, обустроенные для переправы транспортных средств и пешеходов: ледовые переправы, переправы вброд), допускается при наличии перед въездом (съездом) на переправу дорожных знаков, регламентирующих движение транспортных средств, поднятого шлагбаума и (или) разрешающего сигнала светофора.
Движение транспортных средств по переправам через водные преграды необходимо осуществлять в соответствии с Правилами пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 30 сентября 2020 г. N 731.
Эксплуатация сочлененных транспортных средств по маршрутам, проходящим в горной местности, запрещается.
3. Расследование ДТП.
В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.
Статья Учет ДТП.
При осуществлении указанного анализа устанавливаются:
3.1. В отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее — водитель):
— фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей — участниках ДТП (при наличии);
— прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, — обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
— соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
— соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
— наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
— прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя.
3.2. В отношении транспортного средства:
— модель транспортного средства;
— государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта — бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
— наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
— наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
— соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение;
— наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
— наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;
3.3. В отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
— фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;
— соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
— меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.