Классификация трансмиссионных масел.

1. Общие сведения.

1.1. Трансмиссионные масла служат для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии (ведущих мостах, рулевых передачах, коробках перемены передач, раздаточных коробках, и коробках отбора мощности) автомобилей, тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин.

Назначение трансмиссионных масел – уменьшение износов деталей в агрегатах трансмиссии, снижение потерь на трение, отвод тепла от трущихся поверхностей деталей и предохранение деталей от коррозии.

1.2. ГОСТ 17479.2-85 устанавливает обозначения минеральных трансмиссионных масел, которые состоят из трех групп знаков:

— первая группа знаков обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло);

— вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам (5 групп);

— третья – обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.

2. Классификация по вязкости.

2.1. В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С отечественные трансмиссионные масла делятся на 4 класса (9,12,18 и 34).

Класс вязкости 9 – кинематическая вязкость 6,00-10,99 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.

Класс вязкости 12 – кинематическая вязкость 11,00-13,99 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.

Класс вязкости 18 – кинематическая вязкость 14,00-24,99 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.

Класс вязкости 34 – кинематическая вязкость 25,00-41,00 мм2/с (сст) при температуре 100 оС.

Масла с классом вязкости 9 — для применения в арктических зонах России, с классом вязкости 12 – в северных районах, с классом вязкости 18 — в средней полосе, с классом вязкости 34 – в южных районах.

2.2. Импортные трансмиссионные масла подразделяются на классы по вязкости при 100°С  на основании классификации  SAE J 306, согласно которой трансмиссионные масла делятся на 4 зимних класса, 3 летних и всесезонные. К зимним  относятся классы SAE 70W, 75W, 80W, 85W (чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность). К летним – классы SAE 90, 140 и 250. Чем выше цифра, тем выше температура окружающего воздуха, при которой масло сохраняет свою работоспособность.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение (например, SAE 75W/80, 85W/90, 80W/90).  Здесь 85W – класс вязкости при отрицательных температурах (зимняя вязкость), 90 – класс вязкости при положительных температурах (летняя вязкость).

2.3. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.2- 85 и SAE J 306 и температурный предел применения трансмиссионных масел приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Класс вязкости по SAE Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 Температурный предел применения (среднее значение), до
по SAE по ГОСТ
75W 9 -40 -45
80W 12 -26 -35
85W 12 -12 -35
90 18 +30 -18
140 34 +45

 

3. Классификация по эксплуатационным свойствам.

3.1. В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла по ГОСТ 17479.2-85  делятся на группы 1, 2, 3, 4 и 5, указанные в таблице 2.

Таблица 2.

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
1 (ТМ-1) Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температура масла в объеме до 90°С
2 (ТМ-2) Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температура масла в объеме 130°С
3 (ТМ-3) Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
4 (ТМ-4) Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
5 (ТМ-5) Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С

В группу ТМ-1 входит нигрол, изготавливаемый по ТУ38-101529-75. Нигрол является неочищенным остатком от прямой перегонки нефти, характеризуется неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяется.

К группе ТМ-2  относится масло марки ТС для коробок передач и рулевых управлений (Ост 38 01260-82). Применяется на старых моделях легковых автомобилей, к этой же группе относится масло ТЭП-15, которое применяется для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач тракторов в районах с умеренным и жарким климатом.

К группе ТМ-3 относятся масла ТСП-10, ТАП-15В и ТСП-15К (ГОСТ-23652-79).                                                                                                                       Масло ТСП-10 применяется для тяжелонагруженных цилиндрических, конических, спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов (обеспечивает свободное трогание машин без разогрева масла при температуре минус 40-45 °С).

Масло ТАП-15В служит для тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач автомобилей и других машин, работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 °С.

Масло ТСП-15К – всесезонное, применяемое в умеренной климатической зоне для автомобилей КамАЗ, КрАЗ и УралАЗ.

К группе ТМ-4 относятся масла ТСП-14 гип, производимое по ГОСТ 23652-79, ТСЗ-9 гип (ОСТ 38-01158-78) и ТС гип (ОСТ 38 01260-82).                                                                                                                                                                       Масло ТСП-14 гип содержит антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей в качестве всесезонного в южной и средней климатических зонах страны.

Масло ТСЗ-9 гип применяется в агрегатах трансмиссий грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера.

Масло ТС гип предназначено для гипоидных передач легковых автомобилей старых моделей.

Группа ТМ-5 включает в себя масло ТАД-17И и ТМ 5-12рк.

Масло ТАД-17И предназначено для применения в качестве универсального для смазывания всех видов передач грузовых и легковых автомобилей.

Масло ТМ-5-12рк (ТУ 38 101844-80) – универсальное для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей, всесезонное, применяется в северных районах страны.

Пример обозначения трансмиссионных масел:

Марка масла – ТМ -5- 9З, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – пятая группа по эксплуатационным свойствам (масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия); 9 – класс вязкости; з – масло содержит загущающую присадку.

3.2. Зарубежная классификация API делит все трансмиссионные масла на пять эксплуатационных групп от   GL-1 до GL-5.

В группу GL-1 входят масла для ненагруженных автомобильных цилиндрических и спирально-конических передач.

В группу GL-2 – масла для автомобильных червячных передач. Трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

В группу GL-3 – масла для конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач

В группу GL-4 – масла для всех видов передач грузовых и легковых автомобилей, работающих на высоких и малых скоростях. Для синхронизированных передач.

Группа GL-5 включает в себя масла для всех видов передач, работающих при высоких скоростях и ударных нагрузках. Основное предназначение – для гипоидных передач.

3.3. Соответствие эксплуатационных свойств масел по классификации API и ГОСТ 17479.2-85 приведено в таблице 3.

Таблица 3.

Классификация по ГОСТ 17479.2-85

Классификация API

ТМ-1

GL-1

ТМ-2

GL-2

ТМ-3

GL-3

ТМ-4

GL-4

ТМ-5

GL-5

Автотранс-консультант.ру.

 width=

Яндекс.Метрика