Нормы расхода топлива. 

1. Согласно приказа Минтранса РФ от 24 июня 2003 г. N 153″ Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте», зарегистрированного в Минюсте РФ 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916, расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

2. В целях реализации данного приказа Министерство транспорта своим распоряжением от 14 марта 2008 года  № АМ-23-р ввело в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»  (далее — нормы расхода топлив).

3. Нормы расхода топлив предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

4. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных и специализированных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

5. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

6. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

7. При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

8. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен, и устанавливается отдельно.

9. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

9.1. Базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии (масса порожнего транспортного средства с техническими жидкостями, топливом – не менее 90%, запасным колесом, инструментом и водителем -75кг);
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, грузовые автомобили, автобусы и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

9.2. Транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы (от автора – расход на выполнение транспортной работы изначально заложен в норму):

а) автобуса, где учитывается его снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;                         б) самосвала, где учитывается его снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5).

9.3. Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т·км) при работе грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом; автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом; или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями; или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

9.4. Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

10. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

а) для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива;

б) для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) –  в литрах СНГ (из расчета 1л бензина соответствует 1,32л СНГ, не более);

в) для автомобилей работающих на сжатом природном газе (СПГ) –  в нормальных метрах кубических СПГ (из расчета 1л бензина соответствует 1м3 СПГ);

г) для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м3, плюс рядом указывается норма расхода дизтоплива в литрах.

11. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или  распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС или местной администрации).

11. Об особенностях определений.

Базовая норма расхода топлива применяется в чистом виде для легковых автомобилей, грузовых бортовых автомобилей, седельных тягачей без полуприцепов, автомобилей-фургонов, медицинских автотранспортных средств, автомобилей-эвакуаторов.

Транспортная норма применяется для автобусов и самосвалов. Одновременно эта норма является базовой для данных видов автомобилей. Также к базовой норме можно отнести норму расхода топлива для  порожних автопоездов в составе грузовых бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами.

О нормативном значении расхода топлив. Согласно вышеуказанных методических рекомендаций, нормативное значение расхода топлива определяется по формулам для каждой категории автотранспорта. Данные (пробег, время работы оборудования, количество перевезенного груза, количество ездок и т.д.) берутся из путевых листов. То есть определяется фактический расход топлива по каждому путевому листу. Он же (фактический расход) является и нормативным расходом, т.к. определен по утвержденным нормам расхода.

Автотранс-консультант.ру.

Яндекс.Метрика