Cнижение расхода топлива.
Коммерческий и личный автотранспорт.
Расход топлива на работу автомобилей списывается по существующим нормам расхода в литрах на 100 км пробега.
В рамках этих норм возможны как перерасход, так и экономия топлива.
Расход топлива зависит от ряда факторов, основными из них являются организация перевозок, соответствие топлива и масел конструкции автомобиля, техническое состояние и аэродинамические свойства автомобилей, квалификация водителей.
1. Организация перевозок.
Показателями топливной экономичности автомобиля являются величина общего расхода топлива в литрах на 100 км пробега и величина удельного расхода на единицу транспортной работы.
Удельный расход топлива на 100 т×км транспортной работы определяется отношением количества израсходованного топлива к массе перевозимого груза и пробегу автомобиля с грузом.
Удельный расход топлива на 100 ткм показывает зависимость общего расхода топлива от коэффициентов использования грузоподъемности и пробега автомобиля.
Увеличение коэффициента использования пробега на 1% (загрузка автомобиля не только в прямом, но и в обратном направлении) вызывает снижение удельного расхода топлива на единицу транспортной работы на 1,2 %.
С увеличением коэффициента использования грузоподъемности на 1 % удельный расход топлива снижается на 1,3-1,7 %.
Одним из способов значительного снижения расхода топлива на транспортную работу является применение автопоездов (седельных тягачей с полуприцепами и бортовых автомобилей (автофургонов) с прицепами). Организация перевозок грузов автопоездами дает сокращение расхода топлива на 20-30 % по сравнению с одиночными автомобилями.
Длина ездки с грузом. При большой длине ездки автомобиль имеет меньшее количество торможений и остановок, и двигатель работает в нормальном тепловом режиме. Уменьшение длины ездки вызывает увеличение числа стоянок автомобиля и остановок двигателя, нарушение теплового режима двигателя из-за более частых его пусков. При длине ездки в 2 км расход топлива на 20-30 % больше, чем при длине ездки в 50 км.
2. Соответствие топлива и масел конструктивным особенностям автомобиля.
Использование топлива и масел, не соответствующим конструктивным особенностям автомобиля, неизбежно влечет за собой перерасход топлива.
Показателями качества топлива являются:
а) октановое число и фракционный состав бензинов;
б) цетановое число и фракционный состав дизельных топлив;
в) виды бензинов по климатическому исполнению (бензины зимнего и летнего видов);
г) марки дизельного топлива по условиям их применения (летние, зимние, арктические).
Показатели качества масел, влияющих на экономичность автомобиля, являются их вязкостно-температурные свойства.
3. Техническое состояние автомобиля. Потери топлива при работе различных неисправных узлов автомобиля приведены в таблице.
Наименование неисправностей | Перерасход топлива, в % от расхода по норме |
1. Система зажигания | |
1.1. Неправильная установка угла опережения зажигания | 5-6 |
1.2. Неправильная установка зазора в контактах прерывателя | 5-8 |
1.3. Уменьшенный зазор между электродами свечи | до 10 |
1.4. Неработающая свеча зажигания в 4-6 цилиндровых двигателях | 14-20 |
2. Система питания | |
2.1.Подтекание топлива (одна капля в секунду) | 4,3 л.в сутки |
2.2. Неработающая форсунка | 20-25 |
2.3. Увеличение отверстия жиклера на 10 % | 5-7 |
2.4. Засорение воздухоочистителя | 3-4 |
2.5. Повышение уровня топлива в поплавковой камере | до 10 |
2.6. Неплотное закрытие бензобака | 0,6-1,0 |
3. Система охлаждения | |
3.1. Понижение температуры охлаждающей жидкости до 50°С | 7-9 |
3.2. Образование накипи в радиаторе и водяной рубашке двигателя толщиной1 мм | 3-4 |
4. Цилиндро-поршневая группа и газораспределительный механизм | |
4.1. Неправильная регулировка зазоров в клапанах | 5-7 |
4.2. Нагар в камере сгорания | 4-5 |
4.3. Износ цилиндро-поршневой группы (дымление из маслоналивной горловины) | 9-11 |
5. Ходовая часть | |
5.1. Неправильная регулировка схождения передних колес | 5-7 |
5.2. Снижение давления воздуха в шинах на 0,05-0,1(0,5-1,0) МПа (кг/см2) | 5-8 |
5.3. Неправильная регулировка тормозных механизмов, подшипников ступиц колес | 10-18 |
4. Аэродинамические свойства автомобиля.
В тяговом балансе автомобиля (распределение силы тяги на силу сопротивления качению колес, силу сопротивления воздуха, силу сопротивления подъему и силу инерции) сила сопротивления воздуха движению автомобиля составляет около 65-70 процентов.
Уменьшение аэродинамических потерь находящихся в эксплуатации транспортных средств, и соответственно, расхода топлива, достигается за счет выбора оптимального скоростного режима, установки обтекателей и спойлеров, укладки грузов в бортовых автомобилях (чтобы груз не увеличивал лобовую площадь) и т.д.
В целом уменьшение аэродинамического сопротивления автомобиля на 10 % снижает расход топлива на 4 и более процентов.
5. Квалификация водителей.
Экономичная работа двигателя автомобиля напрямую зависит от квалификации водителей, которые должны соблюдать следующие основные правила вождения:
5.1. Поддерживать оптимальную скорость движения автомобиля.
5.2. Не затягивать движение на низких передачах при разгоне автомобиля (при разгоне расход топлива в 1,3-1,6 раза больше чем при нормативном расходе).
5.3. Замедление автомобиля по возможности производить с помощью двигателя и трансмиссии, т.е. в меньших объемах производить замедление с помощью тормозов.
5.4. При преодолении подъемов выбирать передачу заблаговременно и с таким расчетом, чтобы на подъеме не переключаться.
5.5. Производить выбор маршрутов с кратчайшим расстоянием перевозки, лучшим покрытием и состоянием дорог, с наименьшим количеством светофоров и перекрестков (потери топлива при неправильном выборе маршрутов достигают до 10 %).
5.6. Использовать накат при движении (экономия от 5 до 12 %).
5.7. Не применять длительное торможение на промежуточных передачах (потери от 10 до 15 %).
5.8. Не пользоваться передним ведущим мостом на дорогах с усовершенствованным покрытием (потери составляют 8-12 %).
Автотранс-консультант.ру.