Техосмотр автобусов с участием сотрудников ГИБДД
С 1 октября 2021 года вступают в силу изменения в закон и постановление правительства о проведении техосмотра транспортных средств всех категорий, включая и автобусы.
В то же время техосмотр автобусов регламентирован дополнительным документом — Правилами организации и проведения технического осмотра автобусов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2020 года № 741.
Основное и самое важное нововведение в постановлении правительства № 741 в том, что теперь техосмотр автобусов будет проходить с участием сотрудников ГИБДД.
Далее материал изложен по следующему плану:
а) определения категорий автобусов;
б) периодичность проведения техосмотра автобусов;
в) функции исполнителей техосмотра автобусов;
г) совместные действия оператора технического осмотра и уполномоченного сотрудника ГИБДД;
д) функции владельцев автобусов;
е) требования к производственной базе для проведения техосмотра автобусов и других транспортных средств.
1. Определения категорий автобусов.
В настоящих Правилах под автобусами понимаются транспортные средства категорий М2 и М3, подлежащие государственной регистрации в ГИБДД.
Категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
2. Периодичность проведения техосмотра автобусов.
Периодичность проведения техосмотра по новым правилам — каждые 12 месяцев с года выпуска в обращение которых прошло не более чем пять лет и каждые 6 месяцев с года выпуска в обращение которых прошло более чем пять лет.
3. Функции исполнителей техосмотра автобусов.
Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в Российском союзе автостраховщиков для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3, с непосредственным участием сотрудника ГИБДД, уполномоченного для исполнения этой функции руководством ГИБДД.
3.1. Оператор технического осмотра (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). обеспечивает доступ для уполномоченного сотрудника ГИБДД на место проведения техосмотра и к показаниям результатов технического диагностирования.
3.2. Технический эксперт пункта технического осмотра проводит техническое диагностирование автобуса по обычной схеме, но в присутствии сотрудника ГИБДД.
3.3. Уполномоченный сотрудник ГИБДД:
а) оформляет усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющих центрах Минкомсвязи РФ или МФЦ;
б) проверяет соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств;
в) после проведения диагностирования автобуса техническим экспертом проверяет соответствие результатов технического диагностирования обязательным требованиям безопасности транспортных средств категорий М2 или М3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1434, то есть проверяется результат диагностирования по каждой обязательной операции;
г) после сверки данных по автобусу и проведения техническим экспертом диагностирования на стационарной или передвижной линии вносит в сформированную техническим экспертом в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.
Форма автобусной диагностической карты приведена в приложении к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2020 года № 741.
4. Совместные действия оператора технического осмотра и уполномоченного сотрудника ГИБДД.
Технический осмотр автобусов проводится в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником ГИБДД, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра на основании заявок, представляемых владельцами автобусов.
График необходим для планирования работы уполномоченных сотрудников ГИБДД по рабочим дням и часам.
5. Функции владельцев автобусов.
5.1. Владелец автобуса по телефону или электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси) и государственном регистрационном номере автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении.
5.2. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра.
5.3. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график.
6. Требования к производственной базе для проведения техосмотра автобусов и других транспортных средств.
6.1. Требования к минимальным размерам производственных помещений (сооружений) для размещения диагностических линий для техосмотра, устройству осмотровых канав диагностических линий, площадкам для проверки тормозных систем транспортных средств в дорожных условиях, к стационарным и передвижным диагностическим линиям приведены в приказе Министерства транспорта РФ от 9 июля 2020 года № 232 «Об утверждении требований к производственно-технической базе оператора технического осмотра и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых лицами, претендующими на получение аттестата аккредитации оператора технического осмотра, и операторами технического осмотра обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации.»
6.2. В качестве примера ниже приводятся минимальные размеры производственных помещений для размещения диагностических линий по техосмотру автобусов.
Категория автобусов | Минимальные размеры производственных помещений, м | |||||||
Длина | Ширина |
|
Высота при использовании подъемника в месте его размещения | |||||
М2 |
|
4,0 | 3,5 | 5,0 | ||||
М3 |
|
6,0 | 4,5 | 6,0 |
Минимальные размеры производственных помещений для автобусов применимы и для размеров помещений для грузовых автомобилей (размеры для категории автобусов М2 одинаковы для грузовых автомобилей категории N2, размеры для категории автобусов М3 одинаковы для грузовиков категории N3).
В этом же приказе приведен перечень средств технического диагностирования и оборудования, применяемых при техническом осмотре как автобусов, так и других транспортных средств, и их основные характеристики.