google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

 Выбросы от газобаллонных  автомобилей.

В данной статье приведен порядок поддержания установленных норм выбросов газобаллонными автомобилями с искровыми  двигателями, находящимися в процессе эксплуатации.

Регулирует этот процесс  ГОСТ Р 54942-2012 «Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства категорий M и N с искровыми двигателями:

— монотопливные, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ), компримированном природном газе (КПГ) или сжиженном природном газе (СПГ);

— многотопливные, работающие на СНГ, КПГ или на СПГ, а также допускающие работу на бензине.

Стандарт устанавливает нормативные значения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей (оксида углерода и углеводородов), коэффициента избытка воздуха, требования к техническому состоянию систем двигателя, а также методы контроля при оценке технического состояния.

1. В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя;

коэффициент избытка воздуха λ: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам измерений состава отработавших газов;

система нейтрализации отработавших газов: совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя;

диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля и информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов;

встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации;

экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ;

транспортное средство: механическое устройство на колесном ходу категорий М и N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования;

искровой двигатель: двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газе;

монотопливное транспортное средство: транспортное средство, изначально сконструированное для постоянной эксплуатации на сжиженном нефтяном газе или компримированном природном газе, или сжиженном природном газе, но оснащенное в некоторых случаях системой подачи бензина, используемой только во время запуска двигателя, при этом емкость топливного бака должна быть не более 15 л бензина;

двухтопливное транспортное средство: транспортное средство, предназначенное для эксплуатации как на бензине, так и на сжиженном нефтяном газе, компримированном природном газе или сжиженном природном газе.

2.  Обороты двигателя.

Содержание СО и СН в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных nмин и повышенных nпов частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.

При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:

а) значение nмин не должно превышать:

— 1100 мин-1—для автомобилей категорий М1 и N1;

— 900 мин-1—для автомобилей остальных категорий.

б) значение nпов устанавливают в пределах:

— 2500—3500 мин-1—для автомобилей категорий М1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации;

— 2000—2800 мин-1—для автомобилей категорий М1 и N1, оборудованных системами нейтрализации, и категорий М1 полной массой более 3,5 т, M2, M3, N2, N3 независимо от их комплектации.

 3. Нормативные значения содержания загрязняющих веществ  коэффициента избытка воздуха.

3.1. Для автомобилей выпуска до 31.12.2006 г. содержание  СО и СН должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Дата выпуска

Частота вращения коленвала (обороты холостого хода)

Оксид углерода (СО), объемная доля, % по видам моторного топлива

Углеводороды (СН), объемная доля, млн-1 по видам моторного топлива и рабочему объему двигателя

СНГ

СПГ, КПГ

Для двигателей с рабочим объемом, дм3

До 3,0 включительно

Свыше 3,0

СНГ

СПГ, КПГ

СНГ

СПГ, КПГ

До 32.12.2001г.

n мин.

3.0

3.0

1000

800

2200

2000

n пов.

2,0

2,0

600

500

900

850

С 1.01.2002 по 31.12.2006 г.г.

n мин.

3.0

2.0

1000

700

2200

1800

n пов.

2.0

1.5

600

400

900

750

3.2. Для автомобилей выпуска с 01.01.2007 г. содержание СО и СН должно быть в пределах значений, установленных изготовителем, но не более значений, указанных в таблице 2.

Таблица 2.

Категории и комплектация

транспортных средств (экологический класс)

Дата  выпуска

Обороты холостого хода

Объемная доля СО,  %

Объемная доля СН,

млн-1

      M1и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (экологические классы 2, 3, 4) С 01.01.2007 г.

по 31.12.2012 г.

Минимальные

0,5

Повышенные

0,3

100

     M2, М3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (экологические классы 2,3,4)  

С 01.01.2007 г.

по 31.12.2012 г.

Минимальные

0,5

Повышенные

0,3

200

     M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (экологические классы 4 и выше) С 01.012013 г. Минимальные

0,3

Повышенные

0,2

100

     M2, М3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов (экологические классы 4 и выше) С 01.01.2013 г. Минимальные

0,3

Повышенные

0,2

200

П р и м е ч а н и я:

1.В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих  веществ (далее – вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений λ.

2. Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением В данного ГОСТа.

 

 

3.3. Значение λ у транспортных средств М1 и N1, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов, при nпов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем. При отсутствии таких данных значение λ должно находиться в пределах от 0,97 до 1,03.

Значение λ у транспортных средств категории М2, М3, N2 и N3, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах значений, установленных изготовителем.  При отсутствии таких данных определение λ не проводится.

3.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали требований, установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля, при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

3.5. Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя и методы измерений приведены в тексте настоящего ГОСТа (Р 54942-2012).

Автотранс – консультант.ру.

 width=

Яндекс.Метрика