Зимние бензины.
Действующие стандарты (ГОСТ Р 51866 и ГОСТ Р 51105) предусматривают производство 10 одинаковых (по ГОСТ Р 51866 и ГОСТ Р 51105) классов бензинов по испаряемости (таьлица 1).
Таблица 1.
Наименование показателя | Бензины по ГОСТ Р 51866 / Бензины по ГОСТ Р 51105 | |||||
Значения для класса | ||||||
А | В | С и С1 | D и D1 | E и E1 | F и F1 | |
1. Давление насыщенных паров (ДНП), кПа: | ||||||
Не менее |
45/45 |
45/45 |
50/50 |
60/60 |
65/65 |
70/70 |
Не более |
60/60 |
70/70 |
80/80 |
90/90 |
95/95 |
100/100 |
2. Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензина, % при | ||||||
70˚С |
20-48/15-48 |
20-48/15-48 |
22-50/15-50 |
22-50/15-50 |
22-50/15-50 |
22-50/15-50 |
100˚С |
46-71/40-70 |
46-71/40-70 |
46-71/40-70 |
46-71/40-70 |
46-71/40-70 |
46-71/40-70 |
150˚С |
75/75 |
75/75 |
75/75 |
75/75 |
75/75 |
75/75 |
конец кипения, ˚С, не выше |
210/215 |
210/215 |
210/215 |
210/215 |
210/215 |
210/215 |
остаток в колбе, % (по объему), не более |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
2/2 |
3. Максимальный индекс паровой пробки (ИПП) |
-/- |
-/- |
C1=1050/ C1=1050 |
D1=1150/ D1=1150 |
E1=1200/ E1=1200 |
F1=1250/ F1=1250 |
Испаряемость бензина – способность переходить из жидкого состояния в парообразное, оценивается испаряемость по фракционному составу и давлению насыщенных паров.
1. Фракционный состав бензинов определяют по объему выпаривания при 70, 100 и 150°С.
Пусковые свойства бензина зависят от содержания в нем легких фракций, которые могут быть определены по давлению насыщенных паров и объему легких фракций, выкипающих при температуре 70°С. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше легких фракций требуется для запуска двигателя.
Объемная доля испарившегося бензина при 100 °С характеризует испаряемость средних фракций, этот показатель влияет на прогрев и приемистость двигателя.
Объемная доля испарившегося бензина при 150 °С характеризует полноту его сгорания и токсичность выхлопа.
2. Давление насыщенных паров (ДНП) также, как и фракционный состав, характеризует испаряемость бензина. Чем выше давление насыщенных паров бензина, тем выше его испаряемость. В лабораторных условиях ДНП определяют при температуре 37,8 °С в герметичных сосудах.
3. Индекс испаряемости (индекс паровой пробки) характеризует склонность бензина к образованию паровых пробок в системе подачи топлива. ИПП = 10хДНП +7хV70, где ИПП — индекс паровой пробки, ДНП — давление насыщенных паров, V70 — объем бензина, выкипающего до 70°С.
4. Бензины, применяемые в зимнее время, имеют более высокое ДНП и более легкий фракционный состав.
К зимним бензинам относятся бензины классов С, D, Е, F, к летним – классов А и В, к переходным – классов C1, D1, E1, F1. Отнесение классов испаряемости бензинов к зимним, летним и переходным периодам производится в соответствии с ГОСТ Р 51866 и ГОСТ Р 51105 (диаграмма определения классов испаряемости бензинов).
5. Сезонное применение бензинов АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 в регионах Российской Федерации по классам испаряемости осуществляется в соответствии с приложением «Б» ГОСТ Р 51866.
6. Применение зимних бензинов (таблица 2 – приложение «Б» ГОСТ Р 51866).
Таблица 2.
Федеральные округа |
Классы испаряемости |
Продолжитель- ность применения |
Примечание |
Центральный (18регионов) |
С, Д, Е |
5 месяцев |
Белгородская область – 4 месяца |
Северо-Западный (11 регионов) |
Д, Е, F |
От 5 до 6 месяцев |
Калининградская область — 4 месяца |
Северо-Кавказский (13 регионов) |
С, Д |
От 3 до 5 месяцев |
|
Приволжский (15 регионов) |
E,F |
От 5 до 6 месяцев |
|
Уральский (6 регионов) |
E,F |
5,5 и 6,5 месяцев |
|
Сибирский (16 регионов) |
F |
От 5,5 до 6,5 месяцев |
|
Дальневосточный (11 регионов) |
E,F |
От 5,5 до 7 месяцев |
Класс испаряемости бензина указывается в паспортах качества бензина.
Автотранс-консультант.ру.