Регламент на дороги.
Регламент на дороги – это документ, устанавливающий требования безопасности к автомобильным дорогам в процессах их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации в государствах Беларусь, Казахстан и Российская Федерация. Полное название документа — Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014 2011. Утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827.
1. Решением данной Комиссии, кроме утверждения регламента на дороги, также утверждены два перечня стандартов. Затем перечни стандартов были переутверждены решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года № 159.
1.1. Первый из них – перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». В перечень входят государственные стандарты по дорожной отрасли России (21 ГОСТ), Беларуси (14 стандартов – СТБ и ТКП) и Казахстана (18 стандартов – СТ РК).
1.2. Второй перечень содержит стандарты по правилам и методам исследований (испытаний) и измерений, в том числе по правилам отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (битума, щебня, гравия, асфальтобетонных смесей, грунта и т.д.).
1.3. И первый, и второй перечни стандартов приводятся в тексте решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года №159.
2. Регламент на дороги ТР ТС 014 2011 содержит следующие законоположения.
2.1. Объектами технического регулирования вышеуказанного технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
2.2. Регламент на дороги предусматривает местоположение объектов дорожного и придорожного сервиса, но не регулирует их проектирование и строительство.
2. 3. Требования настоящего технического регламента не распространяются на автомобильные дороги не общего пользования (дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях) и дороги улиц населенных пунктов.
2. 4. Регламент на дороги (ТР ТС 014 2011) предусматривает подтверждение соответствия дорожной продукции в виде добровольной и обязательной сертификации.
В приложении 1 Регламента на дороги приводится перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия – добровольная сертификация (таблица 1).
Таблица 1.
1. | Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства |
2. | Битум нефтяной дорожный вязкий |
3. | Битум нефтяной дорожный жидкий |
4. | Дорожные битумные мастики и герметики |
5. | Материалы для дорожной разметки |
6. | Минеральный порошок |
7. | Песок природный для дорожного строительства |
8. | Песок дробленый для дорожного строительства |
9. | Щебень и гравий из горных пород для дорожного строительства |
10. | Цемент для дорожного строительства |
В приложении 2 Регламента на дороги приводится перечень изделий для дорожной деятельности, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации (таблица 2).
Таблица 2.
N п/п |
Наименование материала |
1. | Табло с изменяющейся информацией |
2. | Дорожные светофоры |
3. | Дорожные знаки |
4. | Дорожные ограждения |
5. | Дорожные сигнальные столбики |
6. | Дорожные тумбы |
7. | Дорожные световозвращатели |
8. | Искусственные неровности сборные |
9. | Камни натуральные и искусственные бортовые |
10. | Лотки дорожные водоотводные |
11. | Опоры для монтажа технических средств организации дорожного движения и стационарного электрического освещения |
12. | Плиты дорожные железобетонные |
13. | Светильники для стационарного электрического освещения |
14. | Трубы дорожные водопропускные |
3. Регламент на дороги о требованиях безопасности на всех этапах дорожной деятельности.
Требованиях безопасности к автомобильным дорогам устанавливаются:
а) при изысканиях автомобильных дорог и сооружений на них (топографо-геодезические, инженерно — геологические, гидрологические, экологические и другие виды изыскательских работ);
б) при проектировании автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (проектное задание заказчика, прочность и устойчивость конструктивных элементов дорог и сооружений для движения транспорта установленных габаритов, весовых характеристик и скоростей движения, безопасный пропуск водопропускными сооружениями паводковых вод и атмосферных осадков и т.д.);
в) при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и сооружений на них (работы должны осуществляться в соответствии с проектной документацией);
г) при эксплуатации дорог и сооружений на них (обеспечение сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла).
Отдельные позиции данного регламента к этому разделу:
«На покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки и выбоины.
Предельно допустимые значения повреждений и сроки их ликвидации устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия — в национальных (государственных) стандартах государств — членов Таможенного союза.
При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения»;
д) при применении дорожно — строительных материалов и изделий (они, материалы и изделия, в течение всего срока службы автомобильной дороги и дорожных сооружений должны быть устойчивы к воздействию транспортных, природных и иных факторов).
4. Оценка соответствия автомобильных дорог в соответствии с регламентом на дороги осуществляется в следующем порядке (статья 5 Регламента на дороги):
а) при инженерных изысканиях и разработке проектной документации автомобильных дорог — в форме экспертизы;
б) при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог — в формах строительного (производственного) контроля за выполнением работ, промежуточной приемки выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов, приемки и ввода в эксплуатацию законченных объектов или их отдельных участков;
в) при эксплуатации автомобильных дорог, дорожных сооружений на них и элементов обустройства — в формах текущего контроля состояния автомобильной дороги и дорожных сооружений на ней и элементов обустройства, а также приемки выполненных работ по их ремонту и содержанию;
г) для дорожно-строительных материалов и изделий — в формах испытания (входной контроль) и подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента.
В пунктах 17 – 23 статьи 5 Регламента на дороги приведены определения экспертизы результатов инженерных изысканий, экспертизы проектной документации, строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и сооружений на них, промежуточной приемки выполненных дорожно-строительных работ, приемки и ввода в эксплуатацию завершенных строительством автомобильных дорог и текущего контроля состояния дорог и сооружений на них.
5. Регламент на дороги об оценке соответствия дорожно — строительных материалов и изделий.
5.1. Дорожно — строительные материалы, представленные в приложении 1 к данному регламенту (п.2.4 настоящей статьи), подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования (документ — декларация о соответствии) по следующей схеме:
— 1д – на основании собственных доказательств изготовителя на серийно выпускаемую продукцию;
— 3д – на основании испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории на серийно выпускаемую продукцию;
— 4д — на основании испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории на партию продукции.
Декларирование соответствия дорожно — строительных материалов по данным схемам осуществляет изготовитель.
5.2. Изделия, указанные в приложении 2 регламента на дороги (ТР ТС 014 2011)
подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (документ – сертификат соответствия) по следующим схемам:
— 1с – для сертификации серийно выпускаемой продукции (п.2.5 настоящей статьи);
-3с — для сертификации партии изделий – тот же пункт.
Сертификация изделий проводится аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.