Прием на работу водителей.

Прием на работу водителей транспортных средств имеет свои особенности в виде соблюдения отдельных законодательных процедур из – за того, что транспортное средство является источником повышенной опасности.

1. Статья 70 Трудового кодекса РФ. 

предусматривает, что при приеме работников на работу работодатель может применять, а может и не применять процедуру при оформлении трудоустройства в виде испытания (трудовой договор с испытательным сроком или без него). Для водителей транспортных средств испытание (испытательный срок) при приеме на работу после вступления в силу приказа Минтранса РФ  от 29 июля 2020 года № 264, согласованного с Минюстом России 23 ноября 2020 года за № 61064, становится обязательным по следующим причинам:

а) чтобы допустить водителя к управлению транспортным средством в качестве испытуемого по приказу № 264 (вписать вторым водителем вместе с водителем – наставником, в путевой лист и выпустить на линию), он должен быть принят на работу;

б) если в результате испытания непосредственно при управлении и обслуживании автомобиля водитель не пройдет испытание, работодатель может оставить кандидата в водители у себя на другой должности или уволить как не прошедшего испытательный срок. Вот для этого и нужен испытательный срок в трудовом договоре, и продолжительность его должна быть чуть больше, чем период испытания при управлении и обслуживании автомобиля.

Если в отношении поступающего на работу гражданина работодателем заранее принято решение о том, что новый водитель подлежит приему, то в этом случае работодатель может и не устанавливать испытательный срок для него.  Остается испытание по приказу 264.

2. Статья 328 Трудового кодекса РФ.

дополняет законодательство по трудоустройству, а именно регулирует прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Данная статья предусматривает, что при трудоустройстве водителей транспортных средств производится их профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. А таким органом является тот же самый приказ Минтранса РФ № 264.

3. Прием на работу водителей по приказу Минтранса России от 29 июля 2020 года № 264.

Приказ выпущен под заголовком «Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

3.1. Приказ распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Они (работодатели) и  должны осуществлять профессиональный отбор водителей.

3.2. Профессиональный отбор водителя производится по имеющимся у него  документам перед приемом на работу и испытания для определения навыков управления транспортным средством после приема на работу.

3.3. При приеме водителей на работу у них должны быть следующие документы:

а) водительское удостоверение с указанием открытых категорий и подкатегорий;

б) удостоверение машиниста специального оборудования, установленного на шасси автомобиля;

в) действующая медицинская справка;

г) трудовая книжка;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    д) другие документы в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ.               

4. Профессиональный отбор в виде испытания при приеме на работу.

Испытание водителя по приказу Минтранса России от 29 июля 2020 года № 264 можно условно обозначить как стажировка по отмененным нормативным документам, действовавшим до 1 января 2021 года.

4.1. Испытание (стажировка) водителя проводится на тех транспортных средствах, на которых водителю предстоит работать у работодателя.

4.2. Поскольку у работодателя скорее всего нет автомобилей с дублирующими педалями, то испытание проводится по схеме: испытуемый водитель за рулем, водитель – наставник – на пассажирском сиденье.

4.3. Испытание проводится по трем направлениям: первое – это управление автомобилем без выезда на дороги общего пользования, второе – это управление автомобилем с выездом на дороги общего пользования и третье направление представляет собой испытание – стажировку при обслуживании оборудования, установленном на автомобилях (например, испытание — стажировка при работе крановой установки).

4.4. Для водителей маршрутных транспортных средств (автобусов, троллейбусов и трамваев) испытание осуществляется сначала при использовании оборудования этих транспортных средств (впуск и выпуск пассажиров) и движении по территории работодателя, затем по маршруту без пассажиров, и уже после этого – по маршруту с пассажирами.

5. Водитель – наставник.

5.1. Испытание водителей проводится под руководством водителя — наставника. Водитель-наставник назначается работодателем из числа водителей, работающих у него на постоянной основе (штатные водители) или водитель – наставник привлекается работодателем со стороны по совместительству или срочному трудовому договору.

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом, специальном автомобиле);                                                                                                                     

в) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, троллейбусе или трамвае).                                                                                                                                                                                                                  

6. Оформление испытания.

Испытание водителя транспортного средства оформляется листом испытаний.

6.1. Лист испытаний должен содержать следующие сведения:

а) номер листа испытаний;

б) фамилия, имя и отчество испытуемого водителя;

в) тип, марка, модель транспортного средства, на котором осуществлялось испытание;

г) фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

д) дата и время прохождения, испытательный период;

е) заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

6.2. Работодатель столкнется с конкретизацией формы листа (листов) испытаний водителя, в этом ему могут помочь формы стажировочных листов водителей, разработанных автором статьи во исполнение ранее действовавших (до 1 января 2021 года) нормативных документов о стажировке водителей.

 width=

Яндекс.Метрика