google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

Понятия надежности, работоспособности, исправности и других терминов отражено в ГОСТах 13377-75 и 27.002-89 «Надежность в технике». В данной статье эти понятия приводятся применительно к автомобильному транспорту.

1. Надежность

– это свойство автотранспортного средства выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течении требуемой наработки, выраженной километрами пробега или требуемого промежутка времени. Надежность представляет собой комплексное свойство, сочетающее в себе понятие работоспособности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности.

2. Работоспособность автотранспортного средства (АТС)

– такое состояние автомобиля, прицепа, полуприцепа, при котором он может работать с показателями, отвечающими техническим требованиям. Такими показателями являются мощность двигателя, скорость движения, тормозной путь, расход топлива, состояние и эффективность рулевого управления, внешних световых приборов, колес и шин, токсичность выхлопных газов.

Если состояние автомобиля не соответствует хотя бы одному из технических условий, то такой автомобиль считается неисправным. В тоже время не всякая неисправность связана с потерей работоспособности. Так, у автомобиля немного повреждена окраска, погнут бампер и т.д. Такой автомобиль неисправен, т.к. имеет место нарушение определенных технических требований к его внешнему виду, однако он остается работоспособным, т.к. эксплуатируемые качества (мощность, тормозной путь и т.д.) продолжают соответствовать техническим требованиям.                                                     

3. Исправность автомобиля

являются более широким понятием, чем работоспособность. Неисправность, вызывающая нарушение заданной работоспособности, называется отказом.

4. Безотказность

– свойство АТС сохранять работоспособность в течение определенной наработки без вынужденных перерывов из-за отказов.

5. Отказ

– это событие, при котором в полной или частичной степени утрачивается работоспособность автомобиля, прицепа, полуприцепа.

6. Наработка

представляет собой продолжительность работы АТС, измеряемая в километрах пробега или часах работы.                                                                                                                                                                                          

7. Долговечность

– свойство АТС сохранять работоспособность до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущего ремонта.

Предельное состояние определяется невозможностью дальнейшей эксплуатации АТС без проведения капитального ремонта. Показатель  долговечности — ресурс.

8. Ресурс автомобиля

– суммарная наработка автомобиля начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

9. Ремонтопригодность

– свойство АТС, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей или отказов путем проведения ремонтов и технического обслуживания.

10. Неисправности деталей, узлов и агрегатов автотранспортных средств

10.1 На автомобили и прицепной состав в процессе эксплуатации воздействуют различные факторы (механические, физико-химические, тепловые, электрохимические), вызывающие возникновение необратимых процессов (истирание, смятие, коррозию, остаточные напряжения), приводящие к неисправностям АТС.

10.2. Возникновение неисправности ускоряется при нарушении правил эксплуатации АТС (работа с перегрузкой, нарушение условий смазки, охлаждения и т.д.), несоблюдение периодичности технического обслуживания и ремонта, невыполнения правил хранения.

10.3. Наиболее часто встречаются неисправности, возникающие в результате нарушения контакта соприкасающихся (сопряженных) поверхностей, потери жесткости соединений, деформации и разрушения, изменения свойств материалов и смазок.

10.4. Нарушение посадки – результат увеличения зазора в подвижных и уменьшение величины натяга в неподвижных сопряжениях.

10.5. Изменение взаимоположения агрегатов, узлов и деталей автомобилей приводит к нарушению соосности, параллельности и перпендикулярности, изменению расстояний между осями. Дополнительные усилия и напряжения, возникающие в результате изменения местоположения элементов, разрушают их.

10.6. Потеря жесткости соединений характеризуется ослаблением креплений отдельных элементов. Она может также нарушить герметичность в сопряжениях и вызвать течь топлива, масла, воды, пропуск воздуха и газов.

10.7. Деформации и разрушения происходят в результате возникновения высоких напряжений, появляющихся под воздействием температуры, длительных крутящих моментов и высоких динамических нагрузок. Проявляются в виде изгиба, коробления, скручивания, смятия.

10.8. Изменение свойств материала, приводящее к потере прочности и уменьшению износостойкости, возникает под воздействием окружающей среды, температуры и нагрузок.

10.9. Неисправности деталей или сопряжений могут возникать также из-за различных отложений (наносов), появляющихся на их поверхностях. Отложения образуются от разложения продуктов и материалов, используемых в автомобильной технике. Отложения – это смолы, нагар, накипь, а также накопления примесей в масле, топливе, воздухе и воде.

 width=

Яндекс.Метрика