Смазка Литол-24.

Широкое применение для смазывания узлов автомобилей имеют смазки, характеристика которых приведена в таблице 1.

1. Антифрикционные многоцелевые литиевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК предназначены для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, работающих при температурах от минус 40°С до плюс 120°С (кратковременно до 130°С). Смазка Литол-24 РК предназначена также для их консервации.

Смазки выпускаются по ГОСТ 21150-87.

Обозначение смазок по ГОСТ 23258-78:

Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.

Здесь МЛи – многоцелевая смазка (М), загущена литиевым маслом (Ли);

«4/13» – температура применения от — 40 до 130°С;

отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлена на нефтяном масле;

«3» – пенетрация 220-250 при 25°С.

Внешний вид смазки – однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета.

Смазку Литол-24 можно применять в качестве единой смазки для автомобилей, тракторов и сельхозмашин. В автомобилях применяется для смазки подшипников ступиц колес, подшипников шкворней поворотных кулаков, подшипников муфт выключения сцепления, шарниров реактивных штанг задних подвесок, подшипников водяного насоса и других узлов трения. Заменяет практически все смазки (солидолы, консталины, смазки 1-13, циатим-201 и другие). Является смазкой с отличными эксплуатационными характеристиками.

2. К литиевым смазкам относится «Циатим-201» – мягкая мазь желтого или светло-коричневого цвета. Относится к тугоплавким смазкам, но работоспособна она в течении длительного периода времени лишь при температурах не выше 80-90°С. Однако по низкотемпературным характеристикам является одной из лучших, так как остается работоспособной при температуре до минус 60°С. Применяется в условиях Севера.

3. Смазка ШРУС-4 литиевая, работоспособна при температуре до 120-130°С, обладает высокой механической стабильностью, в своем составе содержит противозадирную добавку. Применяется для смазки шарниров приводов передних колес автомобилей ВАЗ, а также шарниров равных угловых скоростей автомобилей «Нива».

4. ШРБ-4 – бариевая водостойкая тугоплавкая смазка. Предназначена для применения в шаровых шарнирах передней подвески и рулевых тяг автомобилей ВАЗ.

5. Смазка № 158 изготовлена на калиевом и литиевом мылах, водостойкая тугоплавкая. Мягкая мазь синего цвета. Используется для смазки подшипников генераторов и игольчатых подшипников при сборке карданных подшипников, не имеющих пресс-масленок.

6. Автомобильная смазка АМ-1 – натриевая, среднеплавкая, липкая длинноволокнистая мазь светло или темно-коричневого цвета. Служит для смазывания шариковых карданов равных угловых скоростей в передних ведущих мостах автомобилей УАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131.

7. Солидолы синтетические, выпускаемые по ГОСТ 4366-76, представляют собой мягкие масленые мази однородного состава коричневого цвета.

Солидол С предназначен для заправки в разбираемые узлы трения при температуре до 50°С и для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре до минус 20°С.

Пресс-солидол С более мягок в сравнении с солидолом С и предназначен для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре ниже минус 20°С.

Максимальная температура применения синтетических солидолов 65-70°С. Выше этой температуры они необратимо распадаются. Кальциевое мыло (загуститель) нерастворимо в воде, поэтому солидолы являются водостойкими смазками. Они содержат 2,5-3,0 процента воды, которая является стабилизатором их структуры. При содержании воды менее 0,5% структура солидолов нарушается и они становятся негодными. В связи с этим нельзя применять солидолы в расплавленном виде для смазки или защиты от коррозии.

Солидол С рекомендуется для применения в летнее время, пресс-солидол С – в зимнее время (средняя полоса страны).

8. Солидолы жировые, выпускаемые по ГОСТ 1033-79, отличаются от синтетических солидолов тем, что они загущены кальциевыми мылами жирных кислот. По характеристикам жировые солидолы близки к синтетическим, но они меньше подвергаются уплотнению при хранении. По стандарту выпускаются солидол Ж и пресс-солидол Ж, характеристика которых приведена в таблице 1. При смешении жировых и синтетических солидолов их эксплуатационные характеристики не нарушаются.

Солидолы применяются в узлах трения автомобилей в соответствии с их картами смазки. К солидолам относится графитная смазка «УСс-А», грубая плотная мазь черного цвета с серебристым оттенком. Содержит 10% графита. Применяется для смазывания листов рессор и тросов привода тормозных механизмов в оболочках.

Таблица 1.

Наименование смазки Темпера тура каплепадения, °С Пенетрация при 25°С, мм∙10-1 Вязкость при 0°С, Па∙с Предел прочности на сдвиг при 50°С, Па (г∙с/см2) Температурный предел применения, °С
нижний верхний
Солидол С 85-105 260-310 190 200-500 (2,0-5,0) -20 +65
Пресс-солидол С 85-95 310-350 90 100-400 (1,0-4,0) -30 +50
Солидол Ж 75 230-290 250 200-600 (2,0-6,0) -25 +65
Пресс-солидол Ж 78 230-290 250 196 (2,0) -30 +50
Литол-24 185 220-250 280 400-600 (4,0-6,0) -40 +130
Графитная УСс-А 77 250 150-400 370 (3,7) -30 +60
Циатим-201 174 290-320 80-170 360-520 (3,6-5,2) -60 +90
ШРБ-4 230 265-295 80-160 240-310 (2,4-3,1) -40 +100
№158 130 350 400 160 (1,6) -30 +100
АМ-1 115 220-270 300-600 650-750 (6,5-7,5) -10 +100

Температура каплепадения – показатель температурной стойкости смазки. Надежное смазывание узлов трения без вытекания смазки обеспечивается, если рабочая температура узла на 15-20°С ниже температуры каплепадения пластичной смазки.

В зависимости от значения температуры каплепадения пластичные смазки делятся на следующие виды:

а) тугоплавкие – температура каплепадения от 105 до 185°С. К ним относятся Литол-24, ЯНЗ-2, №158, ЦИАТИМ-201, имеющие загустителями литиевые или натриево–кальциевые мыла;

б) среднеплавкие – температура каплепадения от 65 до 105°С (солидол и графитная смазка УСс-А);

в) низкоплавкие – температура каплепадения не превышает 65°С. К ним относятся защитные смазки ПВК и ВТВ-1, созданные на загустителях из углеводородов.

Число пенетрации – характеризует густоту смазки и ее способность проникать в зазор между трущимися поверхностями и удерживаться там.

Пенетрацией называют величину в условных единицах, указывающую глубину погружения в испытываемую смазку металлического конуса расчетных размеров и веса в определенный промежуток времени (0,5 сек) при температуре 25°С.

Предел прочности – способность смазок удерживаться на вращающихся деталях. Оценивается предел прочности минимальной нагрузкой в г/см2 или Па, при которой происходит сдвиг одного слоя смазки относительно другого. Чтобы смазка удерживалась в подшипниках ступиц колес автомобиля, предел ее прочности при 50°С должен быть не менее 2,0 г/см2.

Яндекс.Метрика