ТО-1 автомобилей.
ТО-1 автомобилей является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги в км. Применяется при обслуживании грузового и специального транспорта в субъектах автотранспортной деятельности при наличии у них системы учета и планирования номерных технических обслуживаний. Нормы периодичности ТО-1 и ТО-2 по маркам автомобилей приведены в одноименной статье.
Система учета пробегов по маркам автомобилей и их госномерам и пример разработки графика технического обслуживания приведены в этой статье.
ТО-1 автомобилей включает в себя выполнение контрольных (диагностических), крепежных, смазочных и регулировочных работ.
Общий осмотр.
- Осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп). Проверить состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, буксирного (опорно-сцепного) устройства.
- Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции.
Двигатель, включая системы охлаждения, смазки.
- Проверить осмотром герметичность систем смазки, питания и охлаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов.
- Проверить состояние и натяжение приводных ремней.
- Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.).
- Проверить крепление двигателя.
Сцепление.
- Проверить действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения сцепления.
- У автомобилей, оборудованных пневмоусилителем сцепления, проверить крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя.
Коробка передач.
- Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей.
- Проверить в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.
Карданная передача.
- Проверить люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников. Проверить крепление фланцев карданных валов.
Задний мост.
- Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.
- Проверить крепление картера редуктора, фланцев полуосей и крышек колесных передач.
Рулевое управление и передняя ось.
- Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.
- Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек.
- Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.
- Проверить затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления.
- Проверить люфт подшипников ступиц колес.
Тормозная система.
- Проверить компрессор: визуально внешнее состояние, работу на слух и создаваемое давление по штатному манометру.
- Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы.
- Проверить эффективность действия тормозов на стенде.
- Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов, величины хода штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза.
- Проверить и при необходимости устранить неисправности тормозного крана пневматического привода тормозов.
- Проверить состояние и герметичность главного цилиндра, усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами.
- Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.
Рама, подвеска, колеса.
- Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного и опорно-сцепного устройств. Проверить состояние и действие механизма подъема опорных катков (полуприцепа).
- Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.
- Проверить герметичность пневматической подвески.
- Проверить состояние шин и давление воздуха в них: удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.
Кабина, платформа (кузов) и оперение.
- Проверить состояние и действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.
- Проверить состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины.
- Проверить крепление платформы к раме автомобиля, держателя запасного колеса; у полуприцепа проверить состояние и крепление средней стойки.
- Проверить крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины и платформы; при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.
Система питания.
- Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений.
- У автомобилей с дизельными двигателями проверить действие привода насоса высокого давления.
- Проверить и при необходимости отрегулировать содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах бензиновых двигателей.
Специфические работы по техническому обслуживанию системы питания газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном газе.
- Проверить внутреннюю герметичность расходных вентилей и наружную герметичность арматуры газового баллона (перед постановкой автомобиля на пост или линию технического обслуживания закрыть расходные вентили, выработать газ из системы; при необходимости удалить газ из баллона). В случае негерметичности арматуры газового баллона автомобиль не может быть допущен на пост (линию) технического обслуживания до устранения выявленных неисправностей.
- Проверить осмотром состояние, крепление и герметичность газового оборудования и газопроводов.
- Проверить состояние и крепление газового баллона к кронштейнам.
- Проверить состояние, крепление и герметичность приборов бензиновой системы питания двигателя.
- Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей; снять, очистить и установить на место фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора.
- После проведения технического обслуживания проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом. Проверить пуск и работу двигателя на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала; проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО в отработавших газах двигателя.
Специфические работы по системе питания автомобилей, работающих на сжатом газе.
- Перед постановкой автомобиля на пост (линию) технического обслуживания необходимо проверить герметичность трубопроводов высокого давления и арматуры газовых баллонов (не реже одного раза в 3 месяца проверить работоспособность предохранительного клапана газового редуктора высокого давления). Закрыть расходные вентили передней и задней группы баллонов и выработать газ из системы (до остановки двигателя). Закрыть магистральный вентиль и перейти на работу двигателя на бензине. При необходимости удалить газ из баллонов. Проверить осмотром герметичность электромагнитных запорных клапанов-фильтров газовой и бензиновой систем.
- Проверить состояние и крепление газовых баллонов к кронштейнам и кронштейнов к продольным брусьям платформы.
- Проверить состояние и крепление расходных и магистрального вентилей, а также газопроводов.
- Проверить состояние и крепление газовых редукторов высокого и низкого давления, карбюратора-смесителя, подогревателя и подводящих газопроводов.
- Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей.
- Снять, очистить и установить на место фильтры редукторов высокого и низкого давления и фильтрующий элемент магистрального фильтра.
- Слить отстой из газового редуктора низкого давления.
- Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом (азотом).
- Проверить осмотром герметичность бензиновой системы питания.
- Проверить пуск и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала.
- Проверить пуск и работу двигателя на бензине на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала.
- Проверить работу электромагнитных запорных клапанов на газе и на бензине.
- Проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО в отработавших газах при работе двигателя на газе, а затем на бензине.
Перед проверкой работы двигателя на бензине необходимо закрыть расходные вентили, выработать газ из системы питания (до остановки двигателя) и закрыть магистральный вентиль.
Электрооборудование.
- Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надежность контакта наконечников проводов с выводными штырями; проверить уровень электролита.
- Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя.
- Проверить крепление генератора и стартера и состояние их контактных соединений.
- Проверить крепление прерывателя-распределителя; протереть контакты прерывателя полотняной тканью.
Спидометровое оборудование.
- Проверить надежность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазора).
- Проверить состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика. Провода привода спидометра и датчика не должны иметь повреждений и должны быть закреплены.
- Проверить правильность опломбирования спидометра и его привода в соответствии с действующей инструкцией.
Смазочные и очистительные работы.
Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой; проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках омывателей ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе).
- Прочистить сапуны коробки передач и мостов.
- Промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов.
- Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.
- У автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива, проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.
- При работе в условиях большой запыленности заменить масло в поддоне картера двигателя, слив отстой из корпусов масляных фильтров, и очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла; промыть поддон и фильтрующий элемент воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтр грубой очистки (если не проворачивается его рукоятка).
Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам.
- Проверить осмотром состояние надрамника, брусьев надрамника и шарнирных соединений устройства подъема платформы, опорно-сцепного и буксирного устройств.
- Проверить состояние и герметичность соединений маслопроводов, шлангов, действие устройства подъема платформы, состояние предохранительного упора платформы.
- Проверить состояние заднего борта и действие его запорного устройства.
- Проверить осмотром состояние и крепление коробки отбора мощности, крышек осей опрокидывающейся платформы, соединений штока и цилиндра устройства подъема платформы.
- Проверить уровень масла в бачке механизма подъема платформы; при необходимости долить или заменить его (по графику).
ТО-1 автомобилей предусматривает не только выполнение контрольных, крепежных, смазочных и регулировочных работ, но и проведение операций сопутствующего текущего ремонта. При сопутствующем ремонте на основании Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта могут быть заменены приводные ремни, датчики, топливопроводы и другие неисправные детали.