ГОСТЫ на диски.
Автомобильные колесные диски изготавливаются в соответствии со следующими нормативными документами:
1. ГОСТ Р 53824-2010 «Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные.
Технические требования и методы испытаний».
Стандарт распространяется на стальные колеса для пневматических шин:
1.1. На неразборные колеса с глубокими ободьями с коническими посадочными полками 5° и формой бортовых закраин В, J, K, L для автотранспортных средств (АТС) категорий M1, M1 G, N1 и О1.
Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили).
Категория M1G — легковые автомобили повышенной проходимости.
Категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
Категория O1 — прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
1.2. На неразборные колеса с глубокими (с условной шириной профиля ≤ 9,75) и с глубокими широкими (с условной шириной профиля ≥10,5) ободьями с коническими посадочными полками 15° для колес с бескамерными шинами постоянного давления, предназначенные для АТС категорий М2, М3, N2, N3, О2, О3 и О4 (автобусы, грузовые автомобили с максимальной массой выше 3,5 тонн и прицепы с максимальной массой выше 0,75 тонн).
2. ГОСТ 10409-74 «Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования».
Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°- ми полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.
3. ГОСТ 30599-2017 «Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Технические требования и методы испытаний«.
Данный ГОСТ распространяется на дисковые колеса из легких сплавов, предназначенные для эксплуатации на легковых и грузовых автомобилях, автобусах, автомобильных прицепах и полуприцепах во всех климатических зонах при температурах окружающего воздуха от минус 60 до плюс 55°С при категории размещения 1 (открытый воздух) по ГОСТ 15150.
Колеса изготавливаются из алюминиевого и магниевого сплава.
4. Технические требования на изготовление стальных неразборных дисков по ГОСТ Р 53824-2010.
4.1. Основные размеры ободьев колес должны соответствовать размерам, указанным в настоящем стандарте и в конструкторской документации (КД) на изготовление.
4.2. Посадочные полки обода, обращенные к шине, не должны иметь местных выступов, следов механических повреждений в виде выступов или впадин размером более 0,3 мм, на остальных поверхностях — более 0,5 мм.
У ободьев колес для бескамерных шин выступание сварного шва, выбоины и другие неровности на посадочных полках и бортовых закраинах должны соответствовать КД.
4.3. Кромки вентильного отверстия должны быть притуплены с двух сторон.
4.4. Радиальное и осевое биения обода в сборе с диском на участках профиля, прилегающих к шине, не должны превышать величин, указанных в таблице 1.
Таблица 1.
Категории автотранспортных средств | Условное обозначение номинального диаметра обода | Биение, мм не более | |
радиальное | осевое | ||
M1, M1G | 12, 13 | 1,0 | 0,7 |
14 | 0,8 | ||
15, 16 | 1,2 | ||
N1, O1 | 12, 13, 14, 15, 16 |
4.5. Обод колеса для бескамерной шины должен быть герметичным.
4.6. Ресурс колеса должен быть не менее ресурса автотранспортного средства.
5 .Технические требования для изготовления стальных разборных дисков по ГОСТ 10409-74.
5.1. Номинальная ширина обода в дюймах и обозначение монтируемых на обод шин приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Номинальная ширина обода, дюймы |
Условное обозначение монтируемых шин |
5,0 |
180-508 |
|
200-508 |
5,5 |
200-508 |
|
200-508Р* |
6,0 |
220-508; 220-508Р |
|
240-508*, 240-508Р*, 240-381 |
6,5 |
240-508 |
|
240-508Р |
7,0 |
260-508, 260-381, 260-508Р |
|
260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р |
7,5 |
280-508, 280-508Р |
8,0 |
300-508, 280-508Р |
|
300-508Р* |
8,5
|
320-508, 300-508Р, 320-508Р* |
|
300-508Р, 320-508* |
|
300-508 |
9,0 |
320-508Р |
5.2. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.
5.3. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.
5.4. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.
5.5. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.
5.6. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в таблице 3.
Таблица 3.
Условное обозначение обода | Допускаемое биение, мм | |
радиальное | осевое | |
От 5,0-15 до 6,5-20 включ. | 2,5 | 2,0 |
От 7,0-15 до 7,0-20 включ. | 2,5 | 2,5 |
От 7,5-15 до 8,5-20 включ. | 3,0 | 2,5 |
От 9,0-20 до 10,0-24 включ. | 5,0 | 5,0 |
6 . Дисковые колеса из легких сплавов по ГОСТ 30599 — 2017 (алюминий и магний) изготавливаются с соблюдением следующих технических требований:
6.1. Колеса должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
6.2. Колеса должны быть коррозионностойкими.
6.3. Механические свойства материалов колес должны соответствовать требованиям таблицы 4.
Таблица 4.
Вид материала | Предел прочности σВ, Мпа, не менее | Предел текучести σ0,2, МПа, не менее | Относительное удлинение δ, % не менее | Твердость по Бринеллю НВ |
Нетермообрабатываемый | 160 | 80 | 5 | 45-60 |
Термообрабатываемый | 210 | 140 | 5 | 75-95 |
6.4. Ободья колес для бескамерных шин должны быть герметичными.
6.5. Макроструктура заготовок должна быть плотной, без трещин, посторонних включений и механических повреждений.
Внутри заготовок не допускаются раковины и другие дефекты, превышающие допускаемые значения, установленные в конструкторской документации.
6.6. На заготовках колес, подлежащих последующей механической обработке, не допускаются поверхностные раковины площадью более 2,5 мм2 и глубиной более 0,7 мм.
На поверхностях обода, прилегающих к шине, не допускается пористость на площади более 1 см2. По согласованию с потребителем допускается устранение этого дефекта поверхностной упрочняющей обработкой.
6.7. Биения обода на участках, прилегающих к шине, не должны превышать значений, указанных в таблице 5.
Таблица 5.
Тип автотранспортного средства | Биение, мм, не более | |
Радиальное | Осевое | |
Легковые автомобили | 0,5 | 0,5 |
Грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы, прицепы | 1,5 | 1,5 |
6.8. Ресурс колес должен быть не менее ресурса автотранспортного средства, для которого они предназначены.
7. Автомобили по Правилам дорожного движения не допускаются к эксплуатации, если колесные диски имеют следующие неисправности:
— трещины дисков и ободьев колес;
— видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
Также запрещена эксплуатация автомобиля, если отсутствует болт (гайка) крепления колеса.
8. Автомобильные диски подвергаются ремонтным воздействиям в виде сварки, правки, зачистки и покраски.
Стальные штампованные диски подлежат всем данным видам ремонта, литые диски –зачистке и покраске.