Оформление ДТП по европротоколу.

Оформление ДТП по европротоколу – это в рамках закона ОСАГО оформление извещений о ДТП без инспекторов ГИБДД.

Цель —  сокращение времени на оформление ДТП, быстрое освобождение проезжей части от столкнувшихся автомобилей, а также отсутствие необходимости представлять в страховую компанию справку ГИБДД о ДТП.

1. Оформление ДТП по европротоколу производится на основании следующих нормативных документов:

а) закона от 25. 04. 2002 года N 40 — ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО);

б) правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19 сентября 2014 года N 431 — П;

в) Правил дорожного движения (раздел 2).

2. Обстоятельства, при которых производится оформление ДТП по европротоколу.

2.1. Дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, включая транспортные средства с прицепами к ним, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по закону ОСАГО.

Автопоезд (то есть автомобиль с прицепом или полуприцепом) рассматривается как одно транспортное средство.

При буксировке буксируемое транспортное средство не рассматривается в качестве прицепа к транспортному средству, осуществляющему буксировку, и при ДТП с участием такого транспортного средства участники должны вызвать ГИБДД на место происшествия.

2.2. В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, то есть автомобилям (участники ДТП не пострадали).

2.3. Один из водителей, признанный обоими водителями пострадавшим, будет обращаться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, нанесенным его автомобилю.

2.4. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и фиксируются в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

2.5. Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей (100 тысяч рублей с июня 2018 года).

2.6. Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 400 тысяч рублей (возмещение ущерба по ОСАГО без ограничений) в случае

оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей

при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

3. Действия водителей после ДТП на месте столкновения.

3.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

3.2. Водители убеждаются, что в результате данного ДТП не был причинен вред жизни или здоровью участников ДТП, включая пассажиров и пешеходов, а также иному имуществу, кроме двух транспортных средств участников ДТП.

3.3. Осмотреть повреждения автомобилей и принять решение, будут ли они расследовать ДТП без участия сотрудников ГИБДД или будут приглашать ГИБДД.

3.4. Убеждаются, что у каждого из них на руках действующий полис ОСАГО.

3.5. Сообщают своим страховым компаниям о ДТП.

3.6. Водители приняли решение, что они будут оформлять ДТП без сотрудников ГИБДД. Одновременно они определяются, что один из них виновен в ДТП.

3.7. Водители средствами фото и видео съемки фиксируют положение автомобилей на месте ДТП по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию. Производят замеры расстояний до автомобилей от базовых точек. Фотографируют повреждения автомобилей.

3.8. Записывают фамилии и адреса очевидцев ДТП.

3.9. Водители заполняют лицевую часть извещения о ДТП на месте происшествия. При заполнении каждый из водителей выбирает любую из колонок («A» или «B») и вносит информацию по своему транспортному средству именно в свою колонку.

Заполнение лицевой части извещения о ДТП на месте происшествия предусмотрено методическими рекомендациями по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции, утвержденными постановлением Президиума РСА 15.02.2012 года с последующими редакциями.

3.10. После заполнения лицевой части извещения о ДТП освобождают проезжую часть и завершают оформление ДТП по европротоколу.

4. Оформление ДТП по европротоколу.

4.1. Оформление ДТП по европротоколу (без сотрудников ГИБДД) подразумевает совместное оформление водителями извещения о ДТП с лицевой стороны и заполнение оборотной стороны своего экземпляра извещения каждым из водителей.

Оформление ДТП в классическом варианте (не по европротоколу) производится сотрудниками ГИБДД и отдельно каждым водителем с оформлением своего извещения о ДТП.

4.2. Заполнение извещения о ДТП.

4.2.1. Заполняется один бланк извещения о ДТП. Бланк самокопируемый. В одном бланке находится 2 экземпляра извещения (первый экземпляр, который заполняется водителями совместно, второй экземпляр (копия) появляется после разделения заполненного обоими водителями бланка извещения).

4.2.2. Бланк извещения о ДТП заполняется водителями посредством ответов на вопросы. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». Одним из них заполняется схема ДТП. После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

4.2.3. Законодатель обращает внимание на отдельные особенности оформления ДТП по европротоколу.

Раздел 14 извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате произошедшего ДТП. Описание производится  максимально точно и кратко. При этом проследить, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному ДТП повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля, в зависимости от степени повреждения, выбирается одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).

Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре пострадавшего транспортного средства экспертами.

Раздел 16. В этом разделе водителями транспортных средств отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, заполняется итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того, необходимо правильно отразить маневры транспортных средств, учитывая, что:

— стоянка — это не остановка. Если автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;

— если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял.»

Раздел 17. Составляется схема ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «A» и ТС «B», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В разделе 15 «Замечания» при необходимости вносятся дополнительно сведения о том, что не указано в разделе 16 «Обстоятельства ДТП».

4.2.4. После заполнения бланка на его лицевой стороне с левой стороны должна быть подпись водителя транспортного средства «А», с правой стороны подпись водителя ТС «В». В центре бланка в нижней его части оба водителя должны расписаться за отсутствие разногласий по пунктам 14, 15, 16 и 17 (14 — характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов, 15 – замечания, 16 — обстоятельства ДТП и 17 – схема ДТП).

В итоге каждый водитель после оформления лицевой стороны имеет свой экземпляр извещения о ДТП.

Затем каждый водитель самостоятельно заполняет оборотную сторону своего бланка извещения (своего экземпляра).

5. Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу.

5.1. Виновник ДТП в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия, любым официальным способом должен направить в адрес своей страховой компании свой экземпляр оформленного совместно извещения о ДТП (невыполнение этого пункта является основанием для регрессного иска к виновному водителю после выплаты возмещения ущерба пострадавшему водителю).

Официальные способы:

— передача извещения о ДТП по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика;

— передача извещения о ДТП в офисе страховой компании с отметкой о приеме на копии извещения о ДТП.

5.2. Потерпевший водитель в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о страховом возмещении ущерба.

Заявление о возмещении ущерба заполняется в произвольной форме или на бланке, предоставляемым страховой компанией.

Яндекс.Метрика