Выбросы от дизелей.
В данной статье изложен порядок поддержания установленных норм выбросов автомобилями с дизельными двигателями, находящимися в процессе эксплуатации.
Основополагающим документом в этом вопросе является ГОСТ Р 52160 — 2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.
1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
1.1. Свободное ускорение: увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5-1,0 с.
1.2. Максимальная частота вращения n мах, мин.-1: достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.
1.3. Минимальная частота вращения , n мin, мин.-1: частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
1.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения К и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложения «И» к ГОСТ Р 41.24.
1.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с приложением «И» ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
1.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением «К» к ГОСТ Р 41.24.
1.7. Коэффициент поглощения света К, м-1: значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞.
1.8. Коэффициент ослабления света N, %: значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.
1.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1: максимальное значение коэффициента поглощения К, измеренное в режиме свободного ускорения.
1.10. Результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Хср., м-1: среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хср.
1.11. Предельно допустимое значение дымности XL, м-1: предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения на двигателе или автомобиле.
2. Нормы дымности:
а) основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света К, вспомогательным – коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет К в N для дымомера L, равной 0,43м, приведен в приложении 1 ГОСТ Р 52160-2003.
б) дымность Хср. автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения света ХL (максимального значения коэффициента К), указанного в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель (автомобиль), в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.
в) дымность Хср. автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
– 2,5 м-1 – для двигателей без наддува;
– 3,0 м-1 – для двигателей с наддувом.
г) дымность Xср. на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов — не более 1,5 м-1 .
3. Условия проведения испытаний.
3.1. Испытания проводят в соответствии с данным ГОСТом и в соответствии с паспортами (руководствами по эксплуатации) дымомеров по каждой их модели (Инфракар, Мета, АВГ, МДО, Премьер и т.д.).
3.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
4. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе.
4.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24. (дымомер должен иметь две измерительные шкалы, одна из которых должна быть градуирована в абсолютных значениях поглощения света k, м-1 , от 0 до бесконечности, а другая, линейная, должна быть с диапазоном измерения N от 0% до 100%; обе измерительные шкалы должны охватывать диапазон от 0 при общем световом потоке до максимального значения шкалы при полном затемнении).
4.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 — 100 °С и погрешностью измерений не более ± 2,5% верхнего предела измерений.
4.3. Для измерения частоты вращения коленчатого вала
двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 — 6000 мин. -1 и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.
4.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке (сроки поверки – в паспортах дымомеров).
4.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения «К» к ГОСТ Р 41.24.
5. Подготовка к измерениям.
5.1. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.2. Измеряют значения n min и n max , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.
5.3. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
— глушат двигатель (при его работе);
— затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
— устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
— устанавливают зонд для отбора отработавших газов на выпускную трубу;
— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».
— запускают двигатель.
6. Измерение дымности.
6.1. Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
— при работе двигателя в режиме холостого хода на n min равномерно перемещают педаль за 0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 — 3 с. Отпускают педаль и через 8 — 10 сек. приступают к выполнению следующего цикла;
— циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
— измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
— измеренные значения Хм считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м —1 ;
— определяют среднеарифметическое значение Хср, четырех последних измерений Хм , которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в
процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б данного ГОСТа.
6.2. Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Хср, полученное в одной из выпускных труб.
Автотранс – консультант.ру.