google-site-verification=Fzdj6hYKyL4WBC0mXE4kjKsrbNKyERDg

Выбросы от дизелей.

В данной статье изложен порядок поддержания установленных норм выбросов автомобилями с дизельными двигателями, находящимися в процессе эксплуатации.

Основополагающим документом в этом вопросе является ГОСТ Р 52160 — 2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.

1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

1.1. Свободное ускорение: увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5-1,0 с.

1.2. Максимальная частота вращения n мах, мин.-1: достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

1.3. Минимальная частота вращения , n мin, мин.-1: частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

1.4. Дымомер:  прибор, предназначенный для непрерывного измерения К и N.  Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложения «И» к ГОСТ Р 41.24.

1.5. Эффективная база дымомера L, м:  длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с приложением «И»  ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

1.6. Пробоотборная система:  устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением «К» к ГОСТ Р 41.24.

1.7. Коэффициент поглощения света К, м-1:  значение дымности,  измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞.

1.8. Коэффициент ослабления света N, %:  значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.

1.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1:  максимальное значение коэффициента поглощения К, измеренное в режиме свободного ускорения.

1.10. Результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Хср., м-1: среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хср.

1.11. Предельно допустимое значение дымности  XL, м-1: предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, указанное в сообщении об официальном  утверждении  или в знаке официального утверждения на двигателе или автомобиле.

2. Нормы дымности:

а) основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света К, вспомогательным – коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет К в N для дымомера L, равной 0,43м, приведен в приложении 1 ГОСТ Р 52160-2003.

б) дымность Хср. автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения света ХL (максимального значения коэффициента К), указанного в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель (автомобиль), в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.

в) дымность Хср. автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

– 2,5 м-1 – для двигателей без наддува;

– 3,0 м-1 – для двигателей с наддувом.

г) дымность  Xср. на  режиме  свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов — не более 1,5 м-1 .

3. Условия проведения испытаний.

3.1. Испытания проводят в соответствии с данным ГОСТом и в соответствии с паспортами (руководствами по эксплуатации) дымомеров по каждой их модели (Инфракар, Мета, АВГ, МДО, Премьер и т.д.).

3.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

4. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе.

4.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24. (дымомер должен иметь две измерительные шкалы, одна из которых должна быть градуирована в абсолютных значениях поглощения света k, м-1 , от 0 до бесконечности, а другая, линейная, должна быть с диапазоном измерения N от 0% до 100%; обе измерительные шкалы должны охватывать диапазон от 0 при общем световом потоке до максимального значения шкалы при полном затемнении).

4.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 — 100 °С и погрешностью измерений не более  ± 2,5%  верхнего предела измерений.

4.3. Для   измерения  частоты  вращения  коленчатого  вала

двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 — 6000  мин. -1 и  погрешностью  измерений  не  более  ±2,5%  верхнего  предела измерений.

4.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке (сроки поверки – в паспортах дымомеров).

4.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения «К» к ГОСТ Р 41.24.

5. Подготовка к измерениям.

5.1. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.2. Измеряют значения n min    и n max  , которые  должны  быть  в пределах, установленных изготовителем.

5.3. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

— глушат двигатель (при его работе);

— затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

— устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

— устанавливают зонд для отбора отработавших газов на выпускную трубу;

— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».

— запускают двигатель.

6. Измерение дымности.

6.1. Измерение  дымности  в режиме  свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

— при  работе  двигателя  в  режиме  холостого  хода  на  n min равномерно  перемещают  педаль  за 0,5 — 1,0 с  до  упора.  Держат педаль в этом положении 2 — 3 с. Отпускают педаль и через 8 — 10 сек. приступают к выполнению следующего цикла;

— циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

— измеряют значения Хм  на последних четырех циклах  свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

— измеренные  значения Хм  считают  достоверными,  если  четыре  последовательных  значения  не  образуют  убывающей  зависимости  и   располагаются в зоне шириной 0,25 м —1 ;

—  определяют   среднеарифметическое   значение  Хср,  четырех последних  измерений  Хм ,  которое   принимается   за    результат измерения.

График  изменения  частоты  вращения  (n)  и  дымности  (k)  в

процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б данного ГОСТа.

6.2.  Дымность автомобилей с  раздельной  выпускной  системой измеряют  в  каждой  выпускной  трубе.  За   результат   измерения принимают   максимальное   среднеарифметическое    значение   Хср, полученное в одной из выпускных труб.

 

Автотранс – консультант.ру.

 width=

Яндекс.Метрика